12 ноября 2018 г.
Регистрация | Вход
 * Статьи * Голый пистолет'2004
  "На правах рекламы" 

Раздаточный кран ZVA
  Объявления 

Самый свежий каталог Elaflex
Закончена загрузка последней версии Каталога Elaflex. Как обычно он доступен как в Web Библиотеке, так и в Web Каталоге.  
Добавлены статьи
Добавлены в библиотеку две статьи из журнала "Современная АЗС". Знание - сила!  
  Ссылки 

  Статья журнала "Современная АЗС" 

Голый пистолет'2004

В плане поставок топливораздаточного оборудования 2004 г. можно назвать годом продолжившихся тенденций. Так, сокращение импорта подержанного оборудования и рост спроса на новые колонки, наметившиеся несколько лет назад, в прошлом году надежно утвердились. В году наступившем, по всей вероятности, доля бэушной техники еще больше сократится, а потребление отечественных марок ТРК возрастет. Помимо этого, при стабильной тенденции к строительству новых станций и приведению к единому уровню технической оснащенности уже действующих крупные сетевые компании, владеющие значительным количеством АЗС, и в дальнейшем будут приобретать уже проверенные марки ТРК. В связи с этим стабильный спрос и приблизительное долевое участие импортеров оборудования сохранится и в 2005 г.

Ушедший 2004 год, несмотря на политические трудности и ужесточение таможенного контроля поставок оборудования для АЗС, значительно усложнившие работу поставщиков и покупателей ТРК, для поставщиков топливораздаточного оборудования можно назвать очень удачным. Всего в Украину было импортировано:

•  1 440 колонок для жидкого моторного топлива (+123 ТРК к прошлогоднему результату);
•  12 газозаправочных модульных станций;
•  75 газовых колонок.

Итого на украинский рынок было ввезено 1 527 ед. оборудования. Если же попытаться оценить весь украинский рынок ТРК с учетом внутреннего производства, достигшего в этом году небывалого результата — 415 колонок, то получится, что в 2004 г. в Украине было приобретено 1 942 ТРК.

В целом на рынке ничего нового, кроме увеличения объемов поставок, не происходило, основные лидеры импорта остались те же, что и ранее, -это Dresser Wayne Pignone, Scheidt & Bachmann и Tokheim. На долю именно этих трех компаний приходится 53% украинского рынка. Рассмотрим более подробно успехи каждого поставщика топливораздаточного оборудования в Украине.

Возвращение лидера

Для подразделения американского концерна Dresser Inc. — компании Dresser Wayne, одного из лидеров импорта ТРК в Украину, 2004 год был насыщен событиями.

Компания, имеющая свои производства в Швеции, Великобритании и Германии, приобрела активы итальянского производителя раздаточного оборудования для жидкого моторного топлива, сжиженного газа и комплексов для АГНКС — Nuovo Pignone.

В связи с последним приобретением были реструктуризированы европейское производство и дистрибьюторская сеть. Европейское подразделение теперь называется Dresser Wayne Pignone. В свою очередь, американское подразделение Dresser Wayne открыло собственное производство в Шанхае (Китай). Сегодня Dresser акцентирует внимание на новых технологиях:

• раздаточного оборудования для метана;
•  присадок для катализаторов выхлопных газов Ad-Blue;
•  водорода.

В скором времени будет представлена новая модель ТРК портального или т. н. Н-типа.

Доли рынка ТРК, занимаемые иностранными производителями

В комплексе эти действия, а также работа торговых и сервисных партнеров позволили компании не просто выйти на первую позицию по поставкам ТРК в Украину и улучшить результаты предыдущих лет, но значительно опередить остальных импортеров ТРК.

Всего на долю компании Dresser Wayne Pignone пришлось 549 ввезенных в Украину ТРК, что на 354 колонки больше, чем компания поставила в 2003 г. До 2004 г. лучшим результатом по поставкам для компании был 2001 год, когда было ввезено 365 ТРК, или на 184 ед. меньше, чем в 2004 г. По итогам поставок прошлого года доля этого производителя среди всего импорта ТРК составила 39%. Однако с учетом украинских производителей топливораздаточного оборудования доля рынка Dresser Wayne Pignone составляет 29% (+13%-й рост по сравнению с предыдущим годом).

Немаловажным фактором в увеличении поставок стали активизировавшиеся строительство и реконструкция автозаправочных станций сетевыми компаниями: «Авиас», «Галнафтогаз», «Гефест» и «Альянс-Украина». Эти компании приобрели большинство поставленного в Украину топливораздаточного оборудования Dresser Wayne Pignone. На долю одного только «Авиаса» пришлось 394 ТРК, что свидетельствует о значительных темпах развития этого оператора.

Что касается генерального торгового и сервисного партнера Dresser Wayne Pignone в Украине - ООО «ЛИГИР-ИТБС», то на его долю пришлось 148 ТРК для жидкого моторного топлива (было также поставлено 11 газораздаточных колонок), что на 33 колонки лучше прошлогоднего результата. Как сообщили в компании «ЛИГИР-ИТБС», по сравнению с прошлым годом значительно возросло количество небольших предприятий, приобретающих колонки Dresser Wayne Pignone. Кроме того, часть крупных сетевых компаний отказалась от покупок оборудования напрямую у завода и перешла на работу с генеральным партнером. Также коммерческий директор «ЛИГИР-ИТБС» Павел Батюшин отметил, что в 2004 г. имели место несколько продаж через дилерскую сеть по Украине. Что же касается планов на 2005 г., то в компании убеждены, что, скорее всего, он будет даже лучше 2004-го. Во всяком случае, первые месяцы этого года и начало поставок для компании «Лукойл-Украина» позволяют на это надеяться.

Основные поставщики ТРК

Dresser Wayne Pignone в 2004 г.

Поставщик

Кол-во ТРК

«Авиас»

394

«ЛИГИР-ИТБС»

148

«Баррел Украина»

7

Одесский хорват никогда не сдается

Как наверняка помнят читатели «Современной АЗС», по результатам поставок в 2003 г. лидером стали колонки Scheidt & Bachmann. Однако в 2004 г., несмотря на планы снова занять лидирующие позиции по поставкам в Украину, хорватская компания не смогла побить рекорд Dresser'a. Хотя в страну и была импортирована 301 колонка Scheidt & Bachmann (+65 колонок к 2003 г.).

Справка редакции: компания Scheidt & Bachmann производит топливораздаточное оборудование на двух заводах: в Германии (г. Менхенгладбах) и Хорватии (г. Загреб). Для Украины колонки производятся только на хорватском заводе.

Указанный уровень поставок обеспечил продукции Scheidt & Bachmann рост доли рынка в импорте ТРК по сравнению с предыдущим годом на 1% — до 21%. Однако если сравнивать поставки с учетом производства ТРК на внутреннем рынке, то на долю компании приходится 16% украинского рынка топливораздаточного оборудования. Торговым и сервисным партнером хорватской компании в Украине является одесская компания «Гамма Сервис-Шайдт и Бахманн ТУБС», поставившая в 2004 г. 80 ТРК, или на 72 колонки меньше, чем в 2003 г. Притом, что компания является торговым и сервисным партнером производителя, с сервисом, по словам начальника отдела продаж «Гамма Сервис» Сергея Мирошникова, пока не складывается. За все шесть лет, в течение которых компания поставляет хорватские ТРК, было продано порядка 1 000 колонок. Из всего этого количества за все время работы на одной колонке по гарантии был заменен один счетчик жидкости и отремонтирован, опять-таки по гарантии, один моноблок. «К слову сказать, мы первая компания, которая три года назад стала давать двухлетнюю гарантию на поставляемые колонки», — говорит С. Мирошников.

Что касается основных поставщиков ТРК Scheidt & Bachmann, то наибольшая доля импорта пришлась на компанию «Альфа-Нафта» — 184 колонки (в 2003 г. - 35 ТРК). Как и в 2003 г., так и в 2004 г. «Альфа-Нафта» довольно активно занималась строительством и реконструкцией станций, что и обеспечило ей основной спрос на хорватские ТРК. Одесская «Веста» импортировала 29 колонок. Восемь ТРК пришлись на « Лукойл-Украина».

По словам начальника отдела продаж «Гамма Сервис», за последние несколько лет рынок немного «перераспределился». Крупные сетевые компании постепенно скупают независимую розницу, что и отражается на структуре продаж поставщиков оборудования. Так, раньше основными потребителями ТРК Scheidt & Bachmann были небольшие компании, владевшие от одной до нескольких станций; на них приходилось около 60% продаж. В этом году картина изменилась: более 60% поставок пришлось на обеспечение заказов крупных компаний. Как говорит Сергей Мирошник, в ближайшее время украинский рынок повторит развитие польского, где сегодня работают около 7 тыс. АЗС, из которых к независимым операторам относится только тысяча (остальные станции принадлежат крупным компаниям).

Что касается планов на 2005 г., то компания «Гамма Сервис — Шайдт и Бахманн ТУБС» считает, что сможет увеличить объемы импорта ТРК и сохранить за собой одну из лидирующих позиций. Оптимизма одесситам добавляет удачное начало года: в феврале компания уже поставила в Украину 36 ТРК. Кроме того, по просьбе украинской стороны с этого года хорватский завод возобновляет производство газовых колонок, которые сейчас проходят сертификацию в Украине и первые образцы которых можно будет увидеть на мартовской выставке «Автозаправочный комплекс».

Динамика поставок импортных ТРК участниками рынка в 2001-2004 гг.

По предварительным данным, газовые колонки будут находиться в одной ценовой категории с колонками FAS (от 6 до 7 тыс. евро за однопистолетную ГРК) при сохранении традиционного качества продукции. А ввиду растущего спроса на газовое оборудование, появление этих ГРК в ассортименте хорватских представителей еще больше укрепит позиции компании на рынке.

Основные поставщики ТРК

Scheidt & Bachmann в 2004 г.

Поставщик

Кол-во ТРК

«Альфа-нафта»

184

«Гамма-Сервис»

80

«Веста»

29

«Лукойл-Украина»

8

Из Европы — с любовью

В 2004 г. один из крупнейших мировых производителей автозаправочного оборудования — компания Tokheim экспортировала в Украину 151 ТРК, или на 12 колонок меньше, чем в предыдущем (в 2003 г. - 163 ТРК). В 2002-2003 гг. Tokheim, существенно реорганизовав бизнес (продав два завода в Северной Америке (в США и Канаде)), превратилась в крупнейшего европейского производителя ТРК с тремя современными заводами в Великобритании, Голландии и Франции.

Что касается доли рынка, то в импорте ТРК компании Tokheim принадлежит 10% поставок. Однако, с учетом активизировавшихся в 2004 г. украинских производителей, на Tokheim приходится 8% украинского рынка топливораздаточного оборудования (в 2003 г. — 14%).

В сентябре 2004 г. на выставке «Авто-механика'2004» (Франкфурт, Германия) Tokheim представила ТРК серии Quantium 500 с обновленным дизайном. В Украине новинка работает с декабря 2004 г. — на АЗС винницкой компании «Джерело» (бренд «Лукойла»).

Как сообщил «Современной АЗС» директор торгового и сервисного центра Tokheim — фирмы «Ювента» Александр Перов, оборудование Tokheim прочно занимает свою нишу на рынке оборудования в ценовом диапазоне немного выше среднего при очень высоком качестве и надежности оборудования. Из основных тенденций А. Перов отметил значительный рост спроса среди владельцев АЗС на дополнительное оборудование, наличие которого увеличивает реализацию топлива, а именно — на посты подкачки «вода-воздух» и стационарные пылесосы. Одна только компания «Сентоза» приобрела для своих АЗС около 100 постов подкачки и пылесосов.

Также директор «Ювенты» отметил тенденцию к внесению в проекты АЗК щеточных моек, сроки окупаемости которых сегодня очень невелики (прежде всего — из-за недостаточного их количества и огромного спроса на услуги), а доход от которых сопоставим с доходом от продажи бензина.

Преимущественное распространение получили щеточные мойки немецкой компании Christ. По предварительным оценкам «Современной АЗС», к концу 2005 г. оборудование Christ будет «трудиться» в Украине более чем на 100 АЗС.

Основные поставщики ТРК

Tokheim в 2004 г.

Поставщик

Кол-во ТРК

«Восток»

57

«Ювента»

34

«Стардуко»

28

«Комо-Експорт»

24

Хорошо, но дорого

По мнению директора компании «Зальцкоттен-Украина» Юрия Мымренко, именно высокая стоимость ТРК не позволяет увеличить импорт колонок Gilbarco Veeder-Root. Сегодня продукция данного производителя является одной из самых дорогих и сравнима по цене разве что с полностью японскими колонками Tatsuno или чисто американскими Tokheim. И все же, несмотря на дороговизну, немецкие ТРК пользуются стабильным спросом: на протяжении нескольких лет в Украину поставляется приблизительно одинаковое количество ТРК. Так, в 2004 г. Gilbarco Veeder-Root импортировала в Украину 95 колонок — всего на две меньше, чем в предыдущем году (в 2003 г. — 97 ТРК). Данный уровень поставок обеспечил компании 7% импорта топливораздаточных колонок в Украину. На фоне увеличения производства колонок украинскими производителями на долю продукции Gilbarco Veeder-Root приходится 5% рынка.

По мнению директора компании «Зальцкоттен-Украина» — торгового и сервисного партнера Gilbarco Veeder-Root, при высокой стоимости потребность в этом оборудовании на украинском рынке есть. Минувший год мог оказаться для компании более продуктивным, однако в связи с известными политическими событиями реализация одного довольно крупного контракта была перенесена на 2005 г.

Также стоит отметить и тот факт, что с 2005 г. завод Gilbarco Veeder-Root прекращает выпуск всех серий ТРК, кроме колонок серии SK 700. Все более ранние версии оборудования будут доступны потребителям только по спецзаказу и, по всей вероятности, с 30%-ной наценкой. Как это отразится на деятельности торговых представительств, мы расскажем, скорее всего, в обзоре за 2005 г.

Доли рынка с учетом украинских производителей

Основные поставщики ТРК Gilbarco-Veeder-Root в 2004 г.

Поставщик

Кол-во ТРК

«Харьков-Капитал»

67

«Баррел Украина»

8

«Зальцкоттен-Украина»

5

«Нара», где ты?

В поставках российского ОАО «Автозаправочная техника», выпускающего ТРК под торговыми марками «Нара» и «Север», последние несколько лет наблюдается довольно значительное сокращение. Данную тенденцию не может переломить даже серьезная модернизация оборудования, существенно повысившая функциональность и надежность колонок.

Поставки «Нары» в Украину в 2004 г. осуществляла только одна компания — «УкрАЗСстрой». На ее долю пришлось 4% импорта, или 63 колонки, что на 28 шт. меньше, чем в предыдущем году (в 2001 г. - 272 ТРК, в 2002 г. - 197 ТРК, в 2003 г. - 91). С учетом производства украинских компаний рыночная доля ОАО «АЗТ» составила всего 3% рынка.

Чешская пара

Суммарный импорт топливораздаточного оборудования из Чехии составил 65 колонок — приблизительно 4% импорта (как с учетом украинских производителей, так и непосредственно в импорте ТРК). Как наверняка помнят наши читатели, в Чешской Республике работают два производителя ТРК: Adast и Tatsuno-Benc. По сравнению с 2003 г. суммарное количество поставленных колонок из Чехии сократилось на 31 колонку, или на 4%. Однако данное сокращение относится, скорее, к продукции завода Adast, нашедшего покупателя только на 30 ТРК (в 2003 г. — 70 ТРК). Tatsuno-Benc, благодаря деятельности украинского партнера — компании «Tatsuno Укр-Benc», несколько увеличил импорт своей продукции. На украинский рынок было ввезено 35 колонок для отпуска жидкого моторного топлива (+9 ТРК к 2003 г.). Как сообщили «Современной АЗС»- в «Tatsunc Укр-Benc», в 2004 г. довольно активно поставлялись газовые колонки. В 2005 г. компания надеется увеличить долю своей продукции на украинском рынке. Помочь реализации этих планов сможет выпуск нового модельного ряда с интересным дизайном колонок под брендом «Акула».

Поставки импортных ТРК по годам

Основные поставщики ТРК Adast в 2004 r.

Поставщик

Кол-во ТРК

«Планар»

21

«Лис-Технология»

2

«БРСМ-Нафта»

7

Основные поставщики ТРК Tatsuno-Benc в 2004 г.

Поставщик

Кол-во ТРК

«Укр-Бенч»

23

«Ровно-Нафта»

2

ПП «Таня»

10

Итальянец или американец?

Если сравнивать количества импортированных в Украину итальянских ТРК Nuovo Pignone в 2003 и 2004 гг., то налицо явное сокращение поставок. В прошлом году компания поставила 29 колонок (-11 ТРК к 2003 г.). Впрочем, по сравнению с 2001 и 2002 гг. (0 и 27 колонок соответственно) прошлогодний результат можно назвать вполне нормальным. По итогам 2004 г. поставки итальянского оборудования для отпуска жидкого моторного топлива составили 2% от всего импорта колонок в страну. Что касается доли в общей структуре продаж ТРК по Украине с учетом внутреннего производства, то по сравнению с предыдущим годом итальянские колонки потеряли 1% рынка и остановились на 2% рынка (в 2003 г. - 3%).

О причинах некоторого снижения спроса на итальянское оборудование выводы делать пока сложно. В 2004 г. итальянский завод перешел под контроль американской корпорации Dresser Wayne, и, по всей вероятности, последняя окончательно еще не определилась, что ей делать с производством колонок для ЖМТ.

Экзотика

Польский производитель топливораздаточного оборудования ZAP-Petro с каждым годом теряет свои позиции на украинском рынке. Сокращение поставок, наметившееся еще в 2001 г. (96 ТРК), к 2004 г. стало для компании просто катастрофическим (три ТРК). С 6% украинского рынка, которые польская компания занимала в 2001 г., в прошлом году доля компании сократилась до нуля. В общем, по сравнению с предыдущим годом ZAP-Petro потеряла 20 колонок. Единственное, что может несколько успокоить польских производителей, — это некоторый рост спроса на их недорогое газовое оборудование.

Еще одна экзотическая для Украины продукция — турецкие ТРК. В 2004 г. их было поставлено всего две, так что определять долю рынка вряд ли есть смысл. По всей вероятности, для украинского рынка поставки ТРК упомянутых производителей уже в 2005 г. останутся в воспоминаниях.

Прошлое рядом

Для поставщиков подержанных колонок наступают довольно сложные времена. Импорт колонок с пометкой «б/у» с каждым годом сокращается. По сравнению с предыдущим 2003 г. количество поставленных подержанных колонок сократилось на 192 ТРК и составило всего 184 колонки. Сегодня они занимают только 10% рынка, притом что еще в прошлом году доля бэушной техники составляла, с учетом украинских производителей, 24%.

Лидировала в поставках подержанных ТРК компания «РекордМоторСервис», импортировавшая в Украину 78 ед. оборудования (-29 ТРК по сравнению с 2003 г.). Вторую позицию по количеству подержанного импорта заняла компания «Рое-Киев», на чьем счету 54 колонки (-27 ТРК по сравнению с 2003 г.). Компания «Баррел Украина» также сократила поставки подержанной техники на украинский рынок — до 23 подержанных колонок.

Структура рынка ТРК в 2004 г.

Значительное сокращение спроса на бэушную технику и переход операторов рынка на покупку нового оборудования отмечают практически все поставщики топливораздаточных колонок. Кроме того, по словам импортеров старого оборудования, на рынках экономически развитых стран — основных поставщиков подержанной техники -отмечается значительное снижение предложения. Практически во всех странах уже произошла замена топливораздаточного оборудования, и поиск подержанной техники значительно усложнился. Еще один фактор, который снижает спрос на ТРК б/у, — значительная активизация украинских производителей, которые предлагают вполне работоспособное оборудование по вполне приемлемой цене.

Взрослые парни

Еще несколько лет назад на украинских производителей топливораздаточного оборудования практически все импортеры смотрели свысока. Считалось, что украинские мастера вряд ли смогут сделать что-то путевое, даже используя иностранную гидравлику. Прошло не так уж и много времени — и из почти незаметных производителей выросли вполне серьезные парни, которые сегодня занимают порядка 22-23% украинского рынка топливораздаточного оборудования — 415 колонок, проданных на внутреннем рынке страны. Как известно на украинском рынке производством коммерческих и ведомственных ТРК и ГРК занимаются две компании — «Славутич» и «Шельф». В 2004 г. «Славутич», по словам заместителя директора компании Сергея Чернявского, реализовал на внутреннем рынке 180 ТРК (+80 ТРК к предыдущему году). Следовательно, на долю «Славутича» по результатам 2004 г. приходится 10% украинского рынка ТРК, или на 2% больше, чем в предыдущем году.

Топливораздаточное оборудование «Шельфа» в 2004 г. пользовалось несколько большим спросом, чем колонки «Славутича». По информации генерального директора компании Тимура Кечияна, группа компаний «Шельф» реализовала на украинском рынке 235 ТРК, что на 76 колонок больше, чем в 2003-м. Возросший уровень продаж позволил «Шельфу» сохранить 13% рынка.

Примечательный факт: с 2003 г. обе компании расширяют географию своих поставок. Украинские колонки поставляются на российский и казахстанский рынки. Так, в 2004 г. компания «Шельф» отгрузила на импорт 32 ТРК. Оба предприятия убеждены в дальнейшем увеличении продаж как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Альтернатива

Последние несколько лет на украинском рынке наблюдается активизация строительства станций для отпуска пропан-бутана. Соответственно, такой рост спроса обеспечивает и увеличение импорта газораздаточного оборудования. На протяжении 2004 г. в Украину было ввезено 75 газораздаточных колонок, что на 30 ТРК больше, чем в прошлом году. Как правило, основными потребителями газовых колонок в 2004 г. были сетевые компании, активно развивавшие автогазовое направление. Кроме того, компании «Лукойл-Украина» и «Интер-Авиа» ввезли 12 модульных газовых станций (10 и 2 шт. соответственно). Сегодня спрос на газовое оборудование находится на стадии роста, и, по всей вероятности, данная тенденция сохранится на ближайшие нескольких лет.

Поставки ТРК с учетом украинских производителей

Среди поставщиков газораздаточных колонок лидировала продукция японско-чешского концерна Tatsuno-Benc. В 2004 г. своего покупателя в Украине нашли 27 ГРК этого производителя. На долю польской ZAP-Petro пришлось 25 колонок. Одиннадцатью газовыми колонками отметился лидер по поставкам ТРК прошлого года — Dresser Wayne Pignone. Итальянский завод Nuovo Pignone в 2004  г. поставил в Украину 10 колонок. На долю Adast пришлась поставка всего лишь двух ГРК.

Перераспределение продолжается?

Что касается технических тенденций, то практически все операторы отметили рост приблизительно на 10% спроса на колонки с погружными насосами. По этому показателю украинская розница догнала российскую, где использование напорных технологий достигает 10-15% нового строительства АЗС. Кроме того, увеличились габариты и пропускная способность станций: если ранее на одну АЗС приобретались в среднем две-три ТРК, то в этом году данный показатель приблизился к четырем. Практически все лидеры поставок ТРК сообщают о поступлении в 2005 г. заказов на поставку ТРК для станций на пять-шесть колонок.

***

С точки зрения поставок ТРК, 2004 г. продолжил основные тенденции, наметившиеся еще в 2001 г.:

• постепенное сокращение импорта подержанного оборудования,
•  рост спроса на газовые колонки,
•  рост популярности ТРК украинского производства.

Лидеры рынка выкристаллизовались еще несколько лет назад. С тех пор поставщики удерживают завоеванные позиции (с небольшими перераспределениями долей), в наступившем году возлагая надежды на сетевые компании — своих основных партнеров. Практически все компании продолжают расширять ассортимент товаров и услуг, стараясь не зацикливаться только на топливном рынке и его операторах. Бум в строительстве новых станций долго продолжаться не сможет, и час, когда строительство новых АЗС практически сойдет на нет, а значит, и сократятся поставки оборудования, уже не за горами. ■

 

СОВРЕМЕННАЯ АЗС, ФЕВРАЛЬ, 2005


подписаться

 

Главная  |  Форум "Заправилы"  |  Новости  |  Статьи  |  Документы  |  Каталоги  |  Полезности  |  Бензобайки  |  Связь

Copyright 2004-2011 ITI Ltd