12 ноября 2018 г.
Регистрация | Вход
 * Статьи * Бензина не будет - электричество кончилось
  "На правах рекламы" 

Документация для АЗС на АЗС Портале
  Объявления 

Самый свежий каталог Elaflex
Закончена загрузка последней версии Каталога Elaflex. Как обычно он доступен как в Web Библиотеке, так и в Web Каталоге.  
Добавлены статьи
Добавлены в библиотеку две статьи из журнала "Современная АЗС". Знание - сила!  
  Ссылки 

  Статья журнала "Современная АЗС" 

Бензина не будет,
электричество кончилось

В наследство от СССР нам достались не только устаревшие заправки и плохие дороги, но и постоянные проблемы с энергоснабжением. И хотя «темные» 90-е, с их веерным отключением, кражей километров электрокабеля и прочими «атрибутами», уже позади и в крупных городах СНГ перебоев с подачей электроэнергии практически не бывает, в регионах все еще не так хорошо, как хотелось бы. А ведь клиенту все равно, есть ли свет на АЗС, ему нужно заправиться...

Подача топлива, отопление, водоснабжение, освещение... Все зависит от электропитания. Пропадает электричество — и все системы перестают функционировать либо переходят в аварийный режим, что, соответственно, приводит к полной или частичной остановке работы АЗС.

Далеко от идеального и качество электричества, поступающего на АЗС. Веерным отключением электричеств и кражами кабеля в наше время уже никого не удивишь. А если сюда добавить стихийные бедствия и устаревшее оборудование... В общем, без автономного электроснабжения некоторым АЗС просто не обойтись. Ведь простой станции — это потеря прибыли и клиентов, вернуть которых ох как нелегко.

Бензиновые электростанции

Автономное электроснабжение обеспечивается на АЗС мини-электростанцией (генератором). Генераторная установка состоит из:

•  двигателя внутреннего сгорания (бензинового или дизельного),
• генератора, который непосредственно вырабатывает электроэнергию.

Бензиновая электростанция представляет собой генераторную установку на базе бензинового двигателя внутреннего сгорания и синхронного или асинхронного генератора. В зависимости от типа генератора различаются одно-и трехфазные бензиновые электростанции. Чаще всего бензиновые генераторы используются как портативные или переносные как источник основного или резервного электропитания. Это обусловлено тем, что в бензиновых электростанциях используются высокооборотные двигатели (3 600 об./мин.) воздушного охлаждения, ресурс которых меньше ресурса дизельных. Соответственно, при использовании идентичных генераторов бензиновая электростанция выходит из строя раньше, чем дизельная.

При покупке мини-электростанции с бензиновым двигателем основное внимание следует обратить на ресурс. Двигатели с алюминиевым блоком цилиндра и боковым расположением клапанов стоят недорого, но и ресурс их невелик — около 500 моточасов. Двигатели с чугунной гильзой цилиндра и боковым расположением клапанов имеют ресурс 1 500 моточасов. Ресурс промышленных двигателей с чугунными гильзами цилиндров, верхним расположением клапанов и подачей масла к деталям под давлением приближается к ресурсу дизельных — 3 000 моточасов. Промдвигатели характеризуются низким расходом топлива и пониженным уровнем шума. Н а А 3 С бензиновые генераторы, как правило, не применяются. Это связано с большим расходом топлива, малой мощностью данных установок и повышенными требованиями по пожаробезопасности оборудования.

Дизельные электростанции

Работа дизель-генераторных установок основана на принципе преобразования механического вращения дизельного двигателя внутреннего сгорания в электрическую энергию, вырабатываемую синхронным или асинхронным генератором переменного тока. В зависимости от типа генератора различают одно- и трехфазные дизельные электростанции.

Коэффициент полезного действия дизельной электростанции составляет не более 25%. Соответственно, 75% мощности уходит на обогрев атмосферы (что также можно обернуть на пользу для дела).

Дизельные электростанции различаются по методу охлаждения:

•  воздушные (охлаждаются притоком воздуха) — используются в портативных и переносных электростанциях;
•  жидкостные (охлаждаются тосолом, как автомобильный двигатель) — используются, в основном, в стационарных электростанциях.

Современные дизельные двигатели не зависят от внешней температуры, и запускаются при температуре до -25 °С. Для обеспечения легкости запуска двигателя используются подогрев воздуха и различные свечи накаливания. Однако при резких перепадах температур паров влаги они конденсируются, что может отрицательно сказаться на электронных компонентах дизельной электростанции (пульт электрического запуска, управляющие цепи и, собственно, сам генератор). Поэтому паспортной температурой работы электростанций являются +5 °С. Стоимость дизельных генераторов зависит от многих факторов: мощности, наличия кожуха, авторитетности производителя. Так, простенький (без «наворотов») генератор мощностью в 40 кВА обойдется от 13 тыс. долл. и будет весить не менее 1 т.

Как выбрать

Устройств на современном рынке резервных источников питания — масса. Правильный выбор среди этого многообразия возможен лишь с помощью специалиста. Впрочем, верно оценить степень затрат и необходимые для оптимальной работы генератора условия могут и сами владельцы АЗС.

Нужно лишь определить:

1) Какой мощности должен быть генератор. Основная характеристика электростанции — мощность измеряется в ваттах (Вт) или вольт-амперах (ВА). Для перевода мощности из кВА в привычные кВт достаточно кВА умножить на cos (F) = 0,8. Соответственно, 100 кВА = 80 кВт. Данный критерий определяет очень многие характеристики электростанции. Бензиновые двигатели устанавливаются на установках менее 12 кВт, неприемлемых для АЗС. Электростанции мощностью более 20 кВА выпускаются только с жидкостным охлаждением. Среднее потребление для современных автозаправок составляет около 40 кВт (с учетом 1,5-кратного запаса). Такая мощность обеспечивает бесперебойную работу ТРК, насосов, стелы и дежурного освещения на АЗС.

2) Фазность, т. е. количество фаз, выдаваемых генератором. Как уже отмечалось, генераторные установки бывают одно- и трехфазные. На АЗС применяются только трехфазные установки. Поэтому необходимо соблюдать условие примерного равенства мощности потребителей, находящихся на различных фазах. Для нормальной работы генератора разница электрических мощностей на разных фазах не должна превышать 20-25%. Данный параметр электросетей нужно учитывать еще на этапе подготовки проектной документации.

3) Жидкостное или воздушное охлаждение двигателя. Двигатели с жидкостным охлаждением имеют больший ресурс и легче автоматизируются, меньше зависят от перепадов температур и позволяют лучше охлаждать генераторную установку. Охлаждение является важнейшим условием работы электростанции. Как известно, КПД дизельного двигателя составляет всего 25%. При мощности генератора в 40 кВт во внешнюю среду в виде тепла будет уходить около 120 кВт. Поэтому воздушное охлаждение для двигателя дизельного генератора, применяемого на АЗС, не подходит.

4) Нужен ли кожух. Генераторная установка производит несколько видов шума:

•  от выхлопа — легко гасится с помощью дополнительных глушителей;
•  от вибрации самой станции — возможно гашение за счет шумопоглощающего кожуха;
• от проходящего сквозь станцию воздуха — гасится за счет установки шумопоглощающих вентиляционных решеток.

Шумовое давление можно погасить также за счет звукоизоляции помещения. Как правило, стены обшиваются звукоизолирующим материалом, что позволяет обойтись без шумопоглощающего кожуха, а следовательно, снизить затраты на покупку генератора. (Но если электростанция находится за стеной кафе или магазина на A3К, без кожуха не обойтись.) Кроме того, можно предусмотреть установку генератора в отдельно стоящем помещении на некотором удалении от АЗС.

5)  Где разместить генератор. В принципе, генератор можно установить и на улице, но в этом случае возможно образование конденсата, выводящего из строя генератор или блоки управления. Да и пожарная инспекция вряд ли будет рада генераторной установке посреди АЗС. Поэтому лучше выбрать помещение со штатной температурой не ниже +5 "С. Обычно генератор устанавливается в подсобном помещении соответствующих размеров.

6) Тип генератора. С точки зрения классификации генераторы бывают синхронные и асинхронные. Синхронные генераторы менее точны, однако вполне пригодны для аварийного электропитания офисов, холодильных установок, оборудования загородных домов, дач, строительных объектов. Для АЗС они не годятся. Асинхронные генераторы поддерживают напряжение в сети с высокой точностью, поэтому к ним можно подключать аппаратуру, чувствительную к перепадам напряжения: ТРК, компьютеры, систему управления АЗС. И самое главное: асинхронные генераторы трехфазные, а синхронные — однофазные.

На чем остановиться

Итак, нам нужен генератор:

1)  только дизельный;
2)  суммарной мощностью, достаточной для одновременной работы всех ТРК, стелы и дежурного освещения (плюс 1,5-кратный запас);
3) со стабильной частотой вращения двигателя;
4)  только трехфазный;
5)  с жидкостным охлаждением;
6)  асинхронный;
7) с блоком контроля автоматики.

Для установки системы автономного электроснабжения лучше обратиться к профессионалам. Фирм, поставляющих генераторы больших мощностей, не так уж и много. Желательно посоветоваться со специалистами компании, которая занимается строительством вашей АЗС. Фирмы, специализирующиеся на постройке автозаправочных станций, как правило, работают с определенным поставщиком генераторов и гарантируют качество и сервис.

Автоматика электростанции

Блок контроля и автоматики с программируемой системой автозапуска предназначен для:

•  контроля состояния питающей сети;
•  защиты потребителей электроэнергии от повышенного (пониженного) напряжения;
• автоматического запуска электростанции (если напряжение питающей сети находится за допустимыми пределами).

Основные функции блока контроля и автоматики:

• своевременный (программируемый самим пользователем, без вмешательства сервисного центра) запуск электростанции при падении напряжения в главной питающей сети ниже допустимого или превышении выше допустимого уровня;
• остановка работы электростанции при восстановлении параметров главной питающей сети и подключение к ней пользователя;
• контроль электрических параметров питающей сети или работающей электростанции и своевременное их включение (выключение);
•  тестирование генератора электростанции при периодических проверках;
•  программирование таймера продолжительности времени ожидания перед запуском, запуска, количества неудачных стартов, времени ожидания между попытками запуска, времени остановки электростанции;
• индикация параметров электрической сети, различных отказов и режимов работы.

Блок контроля и автоматики с программируемой системой автозапуска дает станции полную независимость при отключении основной питающей (даже в случае полного отсутствия людей, что довольно актуально при установке на автоматических или так называемых холодных АЗС).

Обслуживание

Для контроля времени работы в качественных электростанциях используются счетчики моточасов (механические или электронные), которые с высокой точностью определяют время проведения регламентных работ:

•  замены масла;
•  долива охлаждающей жидкости;
•  замены сменных элементов (топливного, масляного и воздушного фильтров);
•  замера сопротивления изоляции;
•  контроля состояния заземления и проч.

Дизельному двигателю вредно работать на холостых оборотах. Поэтому, с целью снижения вредных последствий работы дизеля на холостом ходу и при малых частичных нагрузках, необходимо предусмотреть (в качестве профилактики) двухчасовую работу дизеля со 100%-ной нагрузкой через каждые 100 моточасов.

Сервисные и профилактические работы, как правило, осуществляет поставщик оборудования по договору сервисного обслуживания. Качественные и своевременные регламентные работы по обслуживанию генераторной установки — залог длительной и бесперебойной службы любой электростанции. Генератор требует внимательного отношения и тщательного контроля всех характеристик его работы. Так, генератор не рекомендуется перегружать: это значительно сокращает количество расчетных моточасов, да и просто повышает вероятность выхода техники из строя.

Характерными признаками перегрузки являются:

• перегрев,
•  сильная копоть,
• снижение мощности,
•  перебои в подаче электроэнергии.

Установка генератора

Генератор устанавливается на горизонтальной поверхности, вдали от легко-воспламеняемых материалов.

Во время работы агрегат заземляют через стержневой заземлитель из токопроводящего материала длиной не менее 1 м. Для заземления запрещается использовать водопроводные, газовые, отопительные трубы и металлоконструкции.

Помещение. Основные требования:

• достаточные для обслуживания генератора размеры;
•  пожаробезопасность;
•  соответствующая генератору приточно-вытяжная вентиляция;
•  гидроизоляция (защищенность от влаги);

В помещении, где работает агрегат, необходимо быть предельно осторожным: не проливать топливо, масло и другие горючие жидкости.

Следует обеспечить достаточный для возможного демонтажа генератора дверной проем, т. е. нельзя устанавливать генератор в процессе постройки помещения и замуровывать его. При всей надежности современных установок это все-таки техника, которая может сломаться, а ремонт некоторых узлов возможен лишь в условиях сервисного центра. Кроме того, может возникнуть потребность заменить генератор более мощным.

Дизельные генераторы жидкостного охлаждения требуют довольно много места. При установке в шумозащитном кожухе нужно обеспечить свободную зону открытия дверей, а для генератора без такого кожуха — свободное место:

• 1 м — со стороны пульта управления (кстати, именно с этой стороны осуществляется основное обслуживание на большинстве современных установок);
•  60 см — с малообслуживаемой стороны.

Фундамент. Для портативных установок достаточно простой стяжки; дизельные генераторы мощностью более 10 кВт требуют фундамента из армированного бетона массой, как минимум, в 1,5 раза превышающей вес генератора.

Вентиляция. Неправильное выполнение приточно-вытяжной вентиляции является, наверное, главной и опаснейшей ошибкой при самостоятельном монтаже. В лучшем случае это может привести к скорому выходу из строя генератора, в худшем — к пожару. Вентиляторы подключаются через автоматический выключатель к стандартной розетке на генераторе, т. е. включаются только при запуске установки. Для предупреждения выхолаживания помещения через вентиляционные проемы в зимний период, а также образования конденсата на воздуховодах и вентиляторах, в проемы устанавливаются инерционные клапаны.

Дизельные генераторы жидкостного охлаждения оснащены датчиками температуры охлаждающей жидкости и в случае плохой вентиляции просто отключаются. Отключение, конечно, лучше, чем заклинивший двигатель, но не продлевает срок жизни генератору, да и владельцу АЗС самовольное отключение генератора доставляет много хлопот. Генераторные установки с жидкостным охлаждением требуют два довольно больших проема вентиляции. Первый — вытяжная вентиляция -выполняется в соответствии с размерами радиатора (40 х 40, 60 х 60 см и т. д.), второй — приточная вентиляция -должен в два раза превышать размеры вытяжной вентиляции. Если специфика помещения не позволяет сделать приточный проем требуемого размера, возможна установка приточного вентилятора, мощность которого подсчитывается по специальной формуле, учитывающей мощность генераторной установки.

Проем вытяжной вентиляции, в наиболее простом для исполнения варианте, должен находиться напротив радиатора установки (в 30-40 см) и быть соединен с радиатором мягкой вставкой (кожухом). Для генераторных установок в шумозащитном кожухе такая вставка должна быть в жестком исполнении и обработана изнутри теплоизоляционным материалом для предупреждения образования конденсата. Вставка между генератором и вытяжным проемом нужна для того, чтобы горячий воздух от двигателя сразу выходил за пределы помещения, — этим достигается эффективность приточного проема.

Проем приточной вентиляции может располагаться в любом удобном месте (и с точки зрения шума, и с точки зрения эстетического восприятия внешнего вида помещения), только не на одной стене с проемом вытяжной вентиляции и не вблизи со срезом выхлопной системы.

Дмитрий Вышемирский.

технический директор ООО»Лигир-ИТБС»:

«Дизельные генераторы на АЗС покупаются по одному простому алгоритму: подсчитывается максимальное электропотребление станции (ТРК + стелы + освещение) и подбирается генератор с 1,5-кратным запасом мощности. Запас мощности необходимо предусмотреть для дальнейшего развития АЗС и увеличения потребления электроэнергии.

Генераторы на АЗС покупаются редко и, как правило, крупными сетями или когда владелец станции заведомо знает, что сеть нестабильна и будут проблемы с электроснабжением. Генераторная установка приобретается для продажи самого топлива, а также для поддержания имиджа, бренда. Клиента не интересует, есть на станции электричество или нет, — ему нужно заправиться. И если он заезжает на АЗС известной компании, то и на сервис рассчитывает соответствующий. Отговорка: «Света нет, станция не работает» — вряд ли будет способствовать увеличению количества клиентов и, соответственно, прибыли.

На станциях в крупных городах генераторы устанавливают очень редко — скорее, как исключение. В Киеве, например, из общей картины выделяется АЗС «Мухомор». Хотя станция и находится в черте города, на окружной, реально она подключена к областному электроснабжению. Иногда бывает так, что с одной стороны дороги свет горит, а на заправке электричества нет. Частые отключения электричества в первые три года эксплуатации вызывали проблемы с клиентами и отрицательно сказывались на имидже АЗС. Было решено приобрести генератор — и проблемы канули в Лету. Большинство покупателей мини-электростанций — из провинции, где до сих пор существуют проблемы с электроснабжением.

Из собственного опыта скажу: генератор практически всегда покупается после запуска станции в эксплуатацию. Причин тому несколько: надежда («авось пронесет»), желание сэкономить. С точки зрения экономики, это, может, и правильно, но с позиции организации работы станции — нет. О генераторе следует позаботиться заранее. Но где гарантия, что генераторная установка будет востребована? Мы порекомендуем, человек выложит за нее 20 тыс. долл., а у него на станции один сбой за год, на час-два. Дешевле, да и проще было бы простоять это время. Никто лучше владельца будущей АЗС не знает участка; мы просто предупреждаем: если ожидаются проблемы с электричеством, лучше купить генератор. Был случай, когда общий туалет замуровали и сделали из него будку для дизельного генератора, а на АЗС теперь работают биотуалеты. Впрочем, чаще всего генераторы устанавливают в переоборудованных подсобках.

Для крупных городов генераторная установка для АЗС неактуальна: «темные» времена, слава Богу, миновали. Но вот в регионах — сплошные проблемы. Желательно наличие генератора и на станциях, расположенных вдоль трасс, на удалении от населенных пунктов. Хотя, пока владелец АЗС не понесет убытки из-за перепадов или отсутствия электричества, о генераторе он, как правило, не задумывается».

Одним из требований всех производителей генераторных установок является обеспечение в зимний период температуры в помещении, где располагается генератор, не ниже +5 °С. Этого можно достичь, установив в проемы вентиляции термоизолирующие автоматические жалюзи соответствующего размера. В пульт генератора устанавливается необходимая система автоматики, и жалюзи открываются при запуске генератора и закрываются при его остановке.

Выхлопная система. Основное требование к выхлопной системе — герметичность. Обязательное условие — присоединение выхлопной трубы через гибкий переходник (гаситель колебаний двигателя). Если такой переходник не установить, то в скором времени потребуется ремонт коллектора двигателя. Выбор глушителя определяется многими факторами:

•  вероятная продолжительность работы генератора,
• удаленность от кафе, магазина и т. д.

Дополнительный топливный бак на АЗС, как правило, не устанавливается. Минимальная емкость (15-20 л) позволяет работать дизельному генератору не менее 3 ч. При необходимости можно долить топливо в процессе работы.

Пожаробезопасность. В случае монтажа дизельной генераторной установки все довольно просто: такие электростанции производятся в пожаробезопасном исполнении и менее опасны, чем бензиновые. Главное требование — изоляция выхлопной системы от горючих материалов.

***

О необходимости генератора на АЗС владелец обычно задумывается уже в процессе эксплуатации станции. Когда за его детищем закрепится слава станции, постоянно не работающей из-за перебоев с электроэнергией. В общем, пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А ведь, позаботившись о генераторной установке на этапе строительства, можно избежать многих проблем, причем не только с потерей клиентов, которые в условиях рыночной экономики и конкуренции — на вес золота.

Генератор для АЗС — вещь немаленькая, и в угол его не поставишь. Он требует специально оборудованного помещения с вентиляцией и вытяжкой. Поэтому о его покупке и расположении желательно подумать заранее.

Хотя устанавливать генератор на всех АЗС тоже неправильно. Просто лучше сразу, еще при проектировании станции, определиться, нужно ли тратиться на автономную систему электроснабжения. Стоит она недешево, а длительный простой оборудования еще никому пользы не принес. В столицах и крупных городах СНГ практически не бывает перебоев с электроэнергией, поэтому наличие генератора на станции здесь, скорее, исключение, чем правило. Но вот регионы, как в России, так и в Украине, часто имеют проблемы с электроснабжением. И если мелкие сети и единичные АЗС могут и отдохнуть день-другой, пока подадут электричество, то для известных брендов простой не просто нежелателен, но и губителен. Ведь утративший доверие к одной АЗС посетитель вполне может отнести к проблемной категории и весь бренд. А станцию, работающую при любых условиях, клиенты оценят должным образом. Желаем вам, чтобы вашим станциям никогда не приходилось вывешивать табличку: «Бензина не будет. Электричество кончилось». ■

 

СОВРЕМЕННАЯ АЗС, ЯНВАРЬ, 2005


подписаться

 

Главная  |  Форум "Заправилы"  |  Новости  |  Статьи  |  Документы  |  Каталоги  |  Полезности  |  Бензобайки  |  Связь

Copyright 2004-2011 ITI Ltd