23 сентября 2018 г.
Регистрация | Вход
 * Статьи * Нижний налив: практические аспекты
  "На правах рекламы" 

Раздаточный кран ZVA
  Объявления 

Самый свежий каталог Elaflex
Закончена загрузка последней версии Каталога Elaflex. Как обычно он доступен как в Web Библиотеке, так и в Web Каталоге.  
Добавлены статьи
Добавлены в библиотеку две статьи из журнала "Современная АЗС". Знание - сила!  
  Ссылки 

  Статья журнала "Современная АЗС" 

НИЖНИЙ НАЛИВ:

ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Последнее время довольно часто обсуждаются системы нижнего налива нефтепродуктов в автоцистерны и степень их целесообразности.

В связи с возросшим интересом к данной теме «Современная АЗС» провела исследование эффективности нижнего налива для компаний, имеющих в своей структуре нефтебазы и парк бензовозов.

С целью снизить патогенное воздействие паров нефтепродуктов на окружающую среду, управления экологии, санитарные ведомства и прочие природоохранные организации разрабатывают целый ряд мероприятий по сокращению количества испарений нефтепродуктов во время их перевалки и транспортировки. Так, в крупных городах, где воздух перенасыщен выхлопными газами и парами нефтепродуктов, системы улавливания паров нефтепродуктов при сливе топлива из бензовоза в резервуар АЗС и при отпуске в бензобак автомобиля уже стали действительностью. Нормативы стран бывшего соцлагеря, регламентирующие выброс паров в атмосферу, постепенно адаптируются к более прогрессивным стандартам, принятым в экономически развитых странах.

Внедрение систем нижнего налива топлива в автоцистерны уже неоднократно обсуждалось в природоохранных ведомствах. И, несмотря на то, что нормативного предписания о необходимости подобных систем пока нет, их появление для сферы нефтепродуктообеспечения — всего лишь вопрос времени. Поскольку нижний налив является сегодня для большинства экономически развитых стран обычным делом*, то вполне логично предположить, что по прошествии некоторого времени эту технологию внедрят и в СНГ.

Есть основания полагать, что экономический эффект нижнего налива нефтепродуктов для операторов рынка нефтепродуктов был довольно низок — в противном случае эти системы получили бы гораздо более широкое распространение. Поэтому в большинстве стран технология нижнего налива была утверждена на законодательном уровне. Участники постсоветского рынка считают, что в ближайшее время нижний налив обретет статус обязательного и у нас, и уже сегодня задумываются о тех шагах, которые им нужно будет предпринять при переходе на нижний налив. Точнее о том, в какую сумму это переход влетит, ведь модернизировать транспортный парк и нефтебазы придется, по всей видимости, в сжатые сроки.

* О возникновении и распространении технологии нижнего налива топлива в экономически развитых странах мы уже рассказывали (см.: Клизма для бензовоза // САЗС. - 2003. - №8).

Чтобы облегчить трейдерам неминуемый переход на более экологичные технологии, «Современная АЗС» обратилась в несколько компаний, которые занимаются производством и поставкой оборудования для бензовозов и нефтебаз, с вопросами о том, что же нужно для внедрения этих самых технологий.

Больше отсеков — меньше мороки

Если рассматривать нижний налив как обособленную от общего цикла улавливания паров нефтепродуктов (или, как их еще называют, гидрокарбоновых паров) систему, то условно ее можно разделить на две части:

1)  собственно бензовоз, который потребует некоторой модификации для возможности приемки топлива нижним наливом;
2)  терминал на нефтебазе, который будет подавать топливо в автоцистерну нижним способом.

Автоцистерна

По мнению практически всех занимающихся производством и переоборудованием автоцистерн специалистов, с которыми «Современной АЗС» удалось пообщаться, установка систем нижнего налива рациональна лишь в случае бензовозов значительного объема, с несколькими отсеками для разных видов топлива. Для тех, кто желает обзавестись новым бензовозом на несколько отсеков с системой нижнего налива топлива, данный вопрос не стоит: предложение на рынке на порядок выше спроса. В России, Украине, Беларуси, Казахстане и прочих постсоветских странах работают десятки компаний, выпускающих резервуары для автоцистерн. Эти компании комплектуют емкости всем необходимым для реализации программы нижнего налива оборудованием. Кроме того, на рынке представлен широкий ассортимент бензовозов зарубежного производства, изначально (на заводе) оборудованных системой нижнего налива.

Предназначенная для нижнего налива нефтепродуктов автоцистерна должна комплектоваться стандартным оборудованием, которое обеспечит безопасное наполнение и транспортировку топлива. Все оборудование, устанавливаемое на бензовоз, должно отвечать стандартам API — тогда параметры шлангов и фитингов, предназначенных для подключения бензовоза к заливочному терминалу, будут подходить на любой нефтебазе. В крайнем случае найти стандартный переходник не составит труда.

Главное, что требуется для такого бензовоза, — это системы:

• защиты от перелива,
• заземления,
• дыхательная,
• пароотводящая.

Не вдаваясь в лишние подробности (вроде установки сухих разъемов, гравитационных переходников и прочей техники), скажем, что общая стоимость оборудования для превращения обычного четырехпродуктового бензовоза в оптимальной конфигурации бензовоз с нижним наливом нефтепродуктов составит около 5 тыс. евро*. На такой же бензовоз, но в исполнении «полный фарш» потребуется уже около 7 тыс. евро. Аналогичное зарубежному оборудование для модернизации бензовозов выпускает и ливненский завод «Промприбор»; обойдется отечественный комплект приблизительно на 40-50% дешевле импортного.

Кстати, бензовозы старого образца (вроде «чекушек» и «чемоданов») переоборудовать никто не возьмется. Модернизация (а фактически — полная переделка) этой техники будет стоить столько же, сколько изготовление новой бочки.

Что касается парка новых автоцистерн, то установка оборудования для нижнего налива повышает стоимость готового изделия (то бишь бензовоза) приблизительно на 25-30%. Так что удовольствие с переоборудованием старых бензовозов или покупкой новых, но предусматривающих возможность нижнего налива — довольно дорогое удовольствие.

Нефтебаза

По сравнению с переоборудованием бензовоза установка терминала для нижнего налива продукта на нефтебазе процедура гораздо более сложная. На каждый вид топлива здесь должна быть своя установка. То есть если на одной цистерне есть четыре отсека, значит, должно быть и четыре установки, подающие топливо. Каждая из этих установок должна быть оснащена:

•  насосом,
•  счетчиком количества отпущенного топлива,
• системой заземления автоцистерны,
•  фильтрами,
•  газоотделителями и проч.

* По данным компании Civacon — одного из наиболее известных поставщиков комплектующих для переоборудования автоцистерн

На некоторых наливных узлах устанавливают монитор контроля наполнения отсеков и другое дорогостоящее оборудование. Как правило, наливные узлы оборудуют системами массового измерения топлива — в этом случае количество топлива учитывается в килограммах, что значительно повышает точность учета движения продукта. Правда, массовые счетчики довольно заметно повышают стоимость терминала. В более дешевом исполнении наливной узел включает:

• систему объемного измерения,
•  объемную систему с плотномером и температурным датчиком.

(При пересчете показателей этих измерительных приборов получают более точные данные.)

Один наливной островок (зарубежного производства) на один продукт с:

•  массовым счетчиком Fisher Rosemaunt,
•  наливными рукавами,
•  сухими муфтами,
•  отсечными клапанами и прочим оборудованием — обойдется приблизительно в 80 тыс. долларов. В эту стоимость входят также:
• проектные работы,
•  установка,
•  монтаж,
•  запуск узла налива.

Альтернативой дорогому импортному оборудованию, как мы уже говорили, является продукция, выпускаемая ОАО «Промприбор». Ливненские установки нижнего налива также можно комплектовать различными измерительными приборами — как массового, так и объемного типа. Стоит отечественная разработка гораздо дешевле зарубежной — около 380 тыс. руб. (13-14 тыс. долл.). Для сравнения: наливная эстакада для верхнего налива стоит порядка 400 тыс. рублей.

Принимая решение об установке систем нижнего налива топлива на нефтебазе, помните о необходимости:

•  проектных работ,
•  согласования рабочей документации
• и, конечно же, аттестации нового оборудования.

В общей сложности и без веских ускоряющих обстоятельств запуск такой установки займет больше года.

Юрий Гаврилов.

заместитель генерального директора ЗАО «Капри»:

«С увеличением объема потребления автомобильного топлива в крупных городах требования к транспортным средствам, осуществляющим доставку этого топлива на АЗС, были переосмыслены. Кратко эти перемены можно свести к одному: современный бензовоз должен быть безопасным.

В настоящее время практически все бензовозы заполняются топливом традиционным верхним способом, т. е. через горловину в верхней части цистерны. Однако данный способ заполнения сопряжен с рядом опасностей:

• при наливе нефтепродукта через горловину на поверхности цистерны образуется и накапливается значительный заряд статического электричества, что значительно повышает вероятность возгорания;
• налив через горловину требует постоянного присутствия рядом с ней оператора, контролирующего весь процесс заполнения цистерны, т. е. большую роль играет человеческий фактор,
•  при наливе нефтепродукта через горловину весь объем насыщенного гидрокарбонатными парами воздуха выбрасывается в атмосферу. Среднесуточное потребление автомобильного топлива в Москве составляет 30 млн. л. Таким образом, ежедневно в атмосферу города выбрасывается 30 млн. л воздуха, загрязненного гидрокарбонатными парами, которые вызывают развитие у жителей тяжелых заболеваний.

Все эти проблемы и призвана решить система нижнего налива, при которой бензовоз заполняется через клапаны и фитинги под днищем цистерны.

Изложим вкратце концепцию системы нижнего налива. Во время заполнения бензовоза крышка горловины остается закрытой, что позволяет отводить вытесняемый грязный воздух в специальный резервуар, где он проходит последующую очистку. Информация о заполнении цистерны снимается с установленных внутри ее датчиков и поступает в блок управления насосом, который закачивает топливо в цистерну. Таким образом, из процесса управления загрузкой нефтепродукта в бензовоз полностью исключается человеческий фактор, а также сводится к минимуму опасность возгорания.

Основными препятствиями к широкому использованию данной системы являются необходимость реконструкции существующих нефтебаз, не позволяющих использовать данную систему, а также повышение стоимости бензовозов на (25-30%) вследствие его переоборудования под нижний налив».

Что такое хорошо...

Как правило, хорошие результаты установка систем нижнего налива приносит нефтяным компаниям, в состав которых входит какой-нибудь «отдаленный нефтепродукт» с несколькими станциями и нефтебазой, а также «маленькой» проблемой — практически не поддающимся учету движением топлива. С нижним наливом контроль деятельности такого сбыта становится более плотным, топливо приходит в килограммах и в этих же единицах уходит в розницу, которая впоследствии и возвращает средства за фактически отпущенное количество килограммов. Никаких пересчетов на литры! Существующие системы управления (обычно предлагаются компаниями — поставщиками оборудования) позволяют из центрального офиса в Москве или другом городе знать точное количество принятого или отпущенного топлива за любой промежуток времени.

Кроме того, при использовании системы нижнего налива бензовоз заполняется в несколько раз быстрее, чем в случае, когда топливо заливается через горловину резервуара. Средняя скорость движения автомобиля на линии возрастает, появляется возможность увеличить количество рейсов на один бензовоз, а значит, несколько бензовозов можно не использовать, что дает некоторую экономию.

И еще немножечко...

Но не все так просто. Безусловно, у системы нижнего налива есть определенные преимущества, однако не стоит забывать о том, что эта система — всего лишь звено в цепи по сокращению углеводородных испарений.

Следующий этап комплекса, частью которого является система нижнего налива, — это внедрение системы переработки собранных на АЗС и нефтебазах паров. Этих систем, работающих на разных принципах, существует довольно много, и стоимость их подбирается уже к 0,5 млн. долларов. Если на нефтебазе установить такое оборудование, окупаемость объекта растянется до бесконечности. И, тем не менее, на западноевропейских нефтебазах системы переработки паров являются уже стандартной опцией. Считается, что при установке полного цикла по улавливанию паров нефтепродуктов — от бака автомобиля на АЗС до систем герметичного нижнего налива с их последующей переработкой на сепараторе и получением жидкой фазы — действительно можно получить определенный экономический эффект, т. е. не просто сократить вредные выбросы в атмосферу, а переработать их и реализовать. Правда, с подтверждением этой теории в странах СНГ пока что туговато. Но, как говорится, всегда кто-нибудь становится первым, так что будем ждать, — может, у кого-то и возникнет желание проверить, действительно ли полный комплекс системы улавливания и переработки паров способен хотя бы окупить свое приобретение...

Что касается попыток внедрить системы нижнего налива на законодательном уровне с целью улучшения экологической обстановки, то это будет иметь смысл лишь в том случае, если вся система будет работать в комплексе — от сбора паров из бака автомобиля до их переработке и на сепараторе. В противном случае пары нефтепродуктов просто будут перемещаться в другое место, а оттуда выбрасываться в атмосферу — с той лишь разницей, что происходить это будет через длинную трубу, которая вынесет углеводородные испарения на 10-20 м от земли. Улучшит ли это экологию в мире или в стране? Скорее всего нет. Но вот по экономике малых операторов, которым в срочном порядке придется искать средства на переоборудование нефтебаз, ударит точно. Хотя, опять-таки, в передовых странах, которые служат для нас ориентиром, системы, сокращающие выбросы паров нефтепродуктов в атмосферу, вводились поэтапно, на протяжении нескольких лет, до тех пор, пока не образовали замкнутый цикл по улавливанию и переработке паров.

***

Мы ни в коем случае не претендуем на безапелляционность выводов. Просто некоторые утверждения операторов рынка, поставщиков оборудования, здравый смысл, да и собственные наблюдения автора материала позволяют утверждать, что одними системами улавливания паров на АЗС, которые уже стали реальностью в некоторых городах, дело не закончится. ■

 

СОВРЕМЕННАЯ АЗС, АПРЕЛЬ, 2004


подписаться

 

Главная  |  Форум "Заправилы"  |  Новости  |  Статьи  |  Документы  |  Каталоги  |  Полезности  |  Бензобайки  |  Связь

Copyright 2004-2011 ITI Ltd