23 сентября 2018 г.
Регистрация | Вход
 * Статьи * Литр литру рознь
  "На правах рекламы" 

Раздаточный кран ZVA
  Объявления 

Самый свежий каталог Elaflex
Закончена загрузка последней версии Каталога Elaflex. Как обычно он доступен как в Web Библиотеке, так и в Web Каталоге.  
Добавлены статьи
Добавлены в библиотеку две статьи из журнала "Современная АЗС". Знание - сила!  
  Ссылки 

  Статья журнала "Современная АЗС" 

ЛИТР ЛИТРУ РОЗНЬ

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЯ ПОГРЕШНОСТИ ТРК

Кто это — «я»? «Я» бывают разные! —
назидательно произнес Кролик

По действующим требованиям Госстандарта точность отпуска дозы нефтепродукта на АЗС топливораз даточными колонками проверяется специальным мерником типа МО2 при существующей на момент проверки температуре окружающей среды и продукта. Однако ни для кого не секрет, что применение данного прибора допускается только в температурном диапазоне от +15 до +25 °С. В тех же случаях, когда температурные параметры продукта и воздуха отличаются от предусмотренных мерником, наблюдается ощутимая погрешность, оборачивающаяся для владельца АЗС значительными потерями при молчаливом согласии контролирующих органов.

Ннаиболее «древними» из применяемых сегодня средств измерения являются образцовые мерники второго класса типа МО2:
• пятилитровые (МО2-5);
• десятилитровые (МО2-10);
• 50-литровые (МО2-50).
Согласно паспортам использование этих мерников ограничено температурным интервалом окружающей среды +20 °С ± 5 "С, т. е. при температуре +15...+25С.
В конце 1990-х гг. отечественная промышленность освоила выпуск более продвинутого образцового мерника - второго класса М2Р-10-СШ емкостью 10 л. Аббревиатура «СШ» расшиф- ровывалась как «специальная шкала», которой данный мерник и отличался от своего «старшего брата». Специальная шкала была подвижной и позволяла де- лать замеры не в узком температурном интервале +20 °С ± 5 °С, а при любых (разумеется, относительн о «любых») температурах, поскольку предусматривала возможность перевода результа-то в замера, полученных при данной температуре, к реперным +20 С. Одна- ко какие-то причины помешали приме- нению этого мерника на практике, т. е. предполагавшейся замене им «старшего брата», и последний поныне сохранил на автозаправочных станциях «статус-кво».

Погрешность дозы отпуска: день сегодняшний

Поставим мысленный эксперимент. Есть реальная АЗС с колонками и подземными резервуарами; есть окружающая среда с известной температурой воздуха; есть нефтепродукт в резервуарах при известной температуре; есть средство измерения — мерник МО2-10 (он является наиболее распространенным). Хорошо, если вышеупомянутые температуры окружающей среды и продукта в резервуаре попадают в интервал +20 °С + 5 °С, которым ограничено применение данного мерника. А если нет?

Вопрос не праздный. Россия - не Западная Европа, не Америка и, тем более, не Китай или Япония. Температура окружающей среды, близкая к требуемой, наблюдается, конечно, довольно долго — с весны по осень, но, опять же, не в любой день и не в любое время суток. Тогда как проверки нужно проводить регулярно. Что же касается температуры нефтепродукта, то с ней еще хуже. Ведь при проверке точности выдаваемой топливораздаточной колонкой дозы погрешность будет зависеть от температуры продукта в резервуаре. А в резервуаре среднестатистической российской АЗС в средней полосе нефтепродукт, как известно, имеет температуру +20 "С ± 5 "С примерно два месяца в году, а севернее  60 параллели и того меньше — обычно полмесяца-месяц, в лучшем случае (как, допустим, необычайно жарким летом 2004 г.) — месяц-полтора. Остальные 10-11 месяцев данный мерник применению просто не подлежит — в силу температурных ограничений, налагаемых на его использование Госстандартом.

Теоретически спасительным мог бы стать универсальный, с точки зрения температурных рамок, мерник с подвижной шкалой М2Р-10-СШ, но, увы, он не допущен к применению на автозаправочных станциях. Ситуация патовая: в силу температурных соображений, мерником МО2-10 пользоваться нельзя, а на применение мерника М2Р-10-СШ Госстандарт наложил странное табу. Но поскольку производить измерения все-таки надо, то мерником МО2-10 пользуются на любой автозаправочной станции нашей, необъятной страны и при любой температуре нефтепродукта в резервуаре: от +30 °С в июле Краснодарском крае до -20 °С в январе за Полярным кругом.

Секрет ли это для Госстандарта? Не думаю.

Однако комментариев по поводу то го, как выйти из данной ситуации, до сих пор не слышно: их просто нет. Словом, вместо внятных и вразуми тельных разъяснений уже не первый год Госстандарт предпочитает просто делать умное лицо. В результате этого на «кораблях», т. е. на автозаправоч ных станциях, периодически вспыхи вает «бунт», суть которого сводится к вопросу: «Почему мы, т. е. операторы АЗС, должны пользоваться мерником, предназначенным для измерений при температуре окружающей среды +20 °С ± 5 °С, круглый год?! Что это за замеры и о какой точности можно здесь говорить?!» Но «мятеж» обычно быст ро подавляется — силами отделов мет рологии самих предприятий, иногда с привлечением региональных учреж дений госповерки и метрологии, после чего на «взбунтовавшейся» АЗС уста навливается «мир» (до того момента, когда по каким-либо причинам персо налу станции снова не начнут предъяв лять претензии за точность регулиров ки топливораздаточных колонок).

Погрешность дозы отпуска: день завтрашний

Продолжая эксперимент, перенесем действие в ближайшее будущее, кото рое, можно даже сказать, уже наступило. Итак, есть реальная АЗС с колонка ми и подземными резервуарами; есть нефтепродукт в резервуарах при извест ной температуре -10 °С; есть средство измерения — мерник МО2-10 (он яв ляется наиболее распространенным). Невзирая на то, что продукт в резерву аре имеет температуру -10 °С, операто ры станций, проверяя погрешность ра боты ТРК, обнаруживают, что она со ставляет вполне приемлемые -50 мл (т. е. недолив 50 мл) — величину, нахо дящуюся в пределах допустимых 0,5% номинальной вместимости мерника, и успокаиваются.

Но тут появляется госповеритель, достает документ под названием «МИ 1864-88 «Рекомендации. Государствен ная система обеспечения единства из мерения. Колонки топливораздаточ ные. Методика поверки» и, открыв его на странице 15-й, торжествующе объ являет: «В силу того, что нефтепродукт имеет температуру -10 °С, колба мер ника уменьшилась на 16 мл. Следова тельно, истинная погрешность топли вораздаточных колонок составляет во все не -50 мл, а все -66 мл». На беду, рядом оказываются и покупатели. Воз мущенные до предела услышанным, — как же! грабеж средь бела дня (по их мнению), — они тотчас принимаются строчить во все инстанции жалобы на нарушение прав потребителя. Понят но, что на собственника АЗС, как из ящика Пандоры, начинают сыпаться финансовые неприятности. Недоволь ное руководство не находит ничего лучшего, кроме как выместить раздра жение на операторах провинившейся АЗС: старший оператор на основании ст. 81 Трудового кодекса (утрата дове рия) немедленно увольняется, а ос тальные операторы лишаются текущей премии и премии по итогам года.

Кто-то улыбнется: мол, не стоит из лишне драматизировать ситуацию.

Да нет, никакой драматизации как раз и нет — это почти что суровая ре  альность (за исключением разве того, что старший оператор не был уволен — вопрос об увольнении стоял, но в по следний момент наказание было смяг чено на лишение премий наравне с ос тальными операторами).

Описанная ситуация может про изойти когда, где и с кем угодно, тем более, что все идет как раз к этому — не случайно в название раздела вынесен «день завтрашний». Прежде всего це новая гонка на автозаправочных стан циях страны уже имеет своим побоч ным эффектом раздражение покупате лей, провоцирующее их отстаивать свои права в соответствующих инстан циях. Не следует забывать и о том, что народ сейчас просвещенный, информа ция в век Интернета распространяется быстро. Узнать о документе под кодо вым номером МИ 1864-88 и о имею щейся в нем на с. 15 таблице, этой бом бе замедленного действия, не составля ет никакого труда, так что придирки к погрешности работы топливоразда точных колонок на АЗС и жалобы на нарушение прав потребителя на этой почве можно считать нормой.

Каковы могут быть для операторов АЗС и розничных торговцев нефтепро дуктами последствия тотального при менения МИ 1864-88, показано в табл. 1. Имеется два аргумента:
• во-первых, показания мерника (строки), причем если ТРК перелива ет, то показания мерника буду иметь положительное значение; если недоли вает — отрицательное;
• во-вторых, температуру отпу щенного топливораздаточной ко лонкой нефтепродукта (столбцы).

На пересечении соответствую щих строк и столбца формируется функция, представляющая собой реальный процент погрешности ра боты ТРК — с учетом температур ного изменения емкости колбы мерника в соответствии с п. 6.5.7 МИ 1864-88. Зеленая зона в табл. 1 соответствует случаям, когда ко лонка переливает сверх нормы, рав ной -0,5%, а фиолетовая — если ко лонка переливает в пределах нормы -0,5%. Синяя зона соответствует случаям, когда колонка недоливает в пределах нормы 0,5%, а красная зона — когда колонка недоливает сверх нормы, равной 0,5%.

Пусть температура нефтепро дукта равна -10 °С, а мерник пока зал -50 мл (недолив 50 мл). На пересечении столбца -10 °С и строки -50 мл находим, что погрешность топливораздаточной колонки фактически составляет 0,66%, т. е. уже выходит за пределы до пустимых 0,5%. Следовательно, задача операторов любой российской автоза правочной станции согласно п. 6.5.7 МИ 1864-88 — по возможности находиться в пределах фиолетовой и синей зон. При менительно к рассмотренному случаю, чтобы не схлопотать санкции учрежде ний госповерки и метрологии, при тем пературе нефтепродукта -10 "С операто ры АЗС должны поддерживать погреш ность работы ТРК не ниже -35 мл: лишь в этом случае расчет реальной погрешно сти в соответствии с п. 6.5.7 МИ 1864-88 дает значение 0,51%, т. е. величину, которая не должна вызвать нареканий со стороны учреждений госповерки и метрологии, а значит, спровоцировать гнев покупателей.

Погрешность дозы отпуска: почему +20 °С?

Пусть даже Госстандарт, видя, что из мерения погрешности топливораздаточных колонок посредством мерника типа МО2 производятся при любых температурах, а не только в разрешен ном промежутке +20 "С ± 5 "С, делает умный вид. Пусть даже учреждения госпроверки и метрологии на местах упражняются в использовании п. 6.5.7 МИ 1864-88. Но вопрос: почему стало возможным применение «летнего» (в смысле температуры) мерника типа МО2 в качестве «всесезонного»? — ос тается открытым, и, соответственно, ответ на него рано или поздно придется дать. 

Для корректного ответа, — а в дан ном случае это означает «восстановле ние в правах» мерника М2Р-10-СШ, — проведем еще один анализ, иллюст рирующий негативные последствия применения мерника типа МО2. Правда, сразу оговоримся: негативные последствия являются косвенными, поскольку речь идет не о недостатках самого мерника (к его конструкции и точности никаких претензий нет), а о недостатках, возникающих при расширении его «полномочий» за пре делы температурного интервала +20°С±5°С.

Чтобы объяс нить, в чем же за ключаются эти кос венные негатив ные последствия, необходимо сде лать небольшое отступление в сто рону техники той самой техни ки, которая в ко нечном счете сжи гает реализуемые через АЗС нефте продукты, т. е. в направлении двигателей внут реннего сгорания. Не секрет, что станции продают нефтепродукты по объему (литрам). Однако поскольку объем нефтепро дуктов очень за висит от темпера туры, то 1 л бензи на, купленный в летнее время, при +20 °С, совсем не равнозначен 1 л  бензина, приобретенному покупате лем зимой, при -20 °С. Вопрос: какой объем сжигает в таком случае двига тель внутреннего сгорания? Первый ответ, приходящий на ум: тот же объ ем нефтепродукта, который был при обретен на автозаправочной станции.

Ой ли?

Поскольку бензин, как и другие нефте продукты, представляет собой смесь углеводородов, он не имеет строго фиксированной температуры кипения (как, допустим, вода), а испаряется в интервале температур от +35 до +200 °С — сначала легкие углеводо роды, затем все более и более сложные. В этой связи говорят о т. н. фракцион ном составе бензина, который приво дят в стандартах и паспортах качества в виде процентных долей выкипевшего при той или иной температуре бензина. Количество легкокипящих углеводо родов в бензине ограничивают. В част ности, температура начала кипения для всех сортов бензина должна быть не ниже +35 °С.

Между тем в ходе массового произ водства и эксплуатации автомобилей с двигателями внутреннего сгорания за сто с лишним лет полуэмпирическим способом было установлено, что самый низкий расход горючего и одновремен но малое содержание вредных веществ в выхлопных газах достигается при со отношении 14,65 г воздуха на 1 г бензи на. Обратите внимание на единицу из мерения веществ, вступающих в реак цию сжигания бензина: граммы воздуха и граммы бензина. Но граммы — это никакой не объем, это масса.

Итак, на горизонте возникает облач ко недоумения: автозаправочная стан ция продает бензин в единицах объема (литрах), а установленный на автомо биле двигатель внутреннего сгорания в оптимальном режиме сжигает бензин в единицах массы (килограммах). Ну, а то, что между килограммом бензина и литром этого же бензина лежит ог ромная дистанция, думаю, убеждать особо никого и не нужно: если кило грамму температура безразлична, то литр к ней очень даже неравноду шен. Очевидно, что обеспечение балан са интересов сторон — розничного про давца бензина и его покупателя (води т е л я автомобиля) — требует сопоставления, в чью же пользу складывается нынешняя ситуация. По этому начнем «разбирательство».

Бензобак автомобиля располагается практически «на улице». Следова тельно, бензин в баке имеет темпера туру, незначительно отклоняющуюся от температуры окружающего возду ха. Однако в двигательном отсеке и в топливном насосе температура топлива меняется, и на входе в карбю ратор она составляет примерно +30 "С. Ниже бывает разве что в мо мент запуска в зимнее время, но это, так сказать, всего лишь эпизод (хотя порой способный вогнать водителя в состояние депрессии или психоза в зависимости от психологического «иммунитета» последнего). Температу ра выше +30 °С уже нежелательна: сов сем рядом находится стандартизован ная нижняя точка кипения +35 "С. По этому в более совершенных по сравнению с карбюраторными дви гателях с впрыском (в развитых стра нах уже несколько лет выпускаются только такие), температурный предел подаваемого бензина строго ограни чен этой самой нижней точкой его ки пения, т. е. +35 "С. При превышении данной величины подача бензина ав томатически перекрывается — до снижения его температуры.

Бензобак автомобиля располагается практически «на улице». Следова тельно, бензин в баке имеет темпера туру, незначительно отклоняющуюся от температуры окружающего возду ха. Однако в двигательном отсеке и в топливном насосе температура топлива меняется, и на входе в карбю ратор она составляет примерно +30 "С. Ниже бывает разве что в мо мент запуска в зимнее время, но это, так сказать, всего лишь эпизод (хотя порой способный вогнать водителя в состояние депрессии или психоза в зависимости от психологического «иммунитета» последнего). Температу ра выше +30 °С уже нежелательна: сов сем рядом находится стандартизован ная нижняя точка кипения +35 "С. По этому в более совершенных по сравнению с карбюраторными дви гателях с впрыском (в развитых стра нах уже несколько лет выпускаются только такие), температурный предел подаваемого бензина строго ограни чен этой самой нижней точкой его ки пения, т. е. +35 "С. При превышении данной величины подача бензина ав томатически перекрывается — до снижения его температуры.

Чем примечательна данная темпера тура?

Во-первых, это все равно не та тем пература, по которой был продан нефте продукт на АЗС. В российских широ тах температура +20 °С может возник нуть в подземных резервуарах разве что как единичное исключение; на деле же она всегда ниже, причем зимой весьма существенно ниже.

Во-вторых, двигатель внутреннего сгорания расходует топливо (подает в карбюратор или систему впрыска) при температуре заведомо выше +20 °С.

В-третьих, +20 °С — это реперная температура, на которую ориентирова ны мерники типа МО2 и мерник М2Р-10-СШ и по которой в соответст вии с российскими стандартами граду ируются отечественные ареометры. 

Наконец, в-четвертых, +20 °С — это стандартизованная температура, т. е. температура с особым статусом, уста новленным ГОСТом 3900-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы определения плотности». Правда, нужно отметить, что в настоящее время также действует придающий особый статус температуре +15 °С ГОСТ Р 51069-97 «Нефть и неф тепродукты. Метод определения плот ности, относительной плотности и плотности в градусах API ареомет ром», разработанный на базе амери канского стандарта ASTM D 1298. Данный ГОСТ получил развитие в се рии методических инструкций, в част ности в документе МИ 2632-2001 «ГСИ. Плотность нефти и нефтепро дуктов и коэффициенты объемного рас ширения и сжимаемости. Методы и программа расчета». Учитывая, что применение таблиц пересчета плотнос ти, содержащихся в ГОСТе 3900-85, ве дет к значительным ошибкам при учет ных операциях, особенно при темпера турах ниже -10 °С или выше +25 °С, для дальнейших расчетов мы применя ли алгоритмы, установленные МИ 2632-2001.

Итак, розничный продавец продает объем нефтепродукта при данной температуре в 99,9% случаев ниже +20 °С, а двигатель внутреннего сго рания тратит этот продукт, предвари тельно разогрев его до температуры выше +20 °С, т. е. расширив объем нефтепродукта (зимой весьма даже существенно). На Севере, в сельской местности, со снижением температу ры до -30...-40 °С реализация нефте продуктов на автозаправочных стан циях резко возрастает. Причем покупа ют даже в бочкотару (емкостью 200 л), что вполне объяснимо: летом с этой бочки покупатель выиграет целое вед ро (!) бензина. Иначе говоря, народ о термодинамике нефтепродуктов ос ведомлен ничуть не хуже Госстандарта. Это так, к слову... 

Но ведь денежный расчет-то между продавцом и покупателем был произ веден за объем при существовавшей на момент продажи температуре про дукта и окружающей среды, а вовсе не при температуре +20 °С или выше! Иначе говоря, розничный продавец отпустил какой-то объем продукта... даром, т. е. любой покупатель нефте продуктов на АЗС круглый год полу чает подарки, хотя у него, как и у всех нас, день рождения тоже «только раз в году».

Понятно, что поскольку двигатель внутреннего сгорания расходует нефте продукт при температуре выше +20 °С, то у розничного продавца есть все ос нования заявить, что он вправе вос пользоваться ГОСТом 3900-85 или МИ 2632-2001 для того, чтобы пере считать объем нефтепродукта, продан ного при данной температуре, к стандар тизированной температуре +20 °С и уже исходя из этого объема произвести де нежный расчет с покупателем. Никако го ущемления прав покупателей при  этом не произойдет: последний все еще будет иметь от 5 до 15 °С «температур ной форы», поскольку, напомню, дви гатель внутреннего сгорания создает горючую смесь нефтепродукта и бен зина, имеющую температуру +25...+35 "С. Иначе говоря, даже если розничный продавец будет требовать плату за нефтепродукт исходя из объ ема, приведенного к стандартизиро ванным +20 "С, покупатель все еще будет оставаться в выигрыше, обус ловленном разницей температур неф тепродукта (при продаже и при созда нии смеси в двигателе).

Итак, ответ на вопрос, вынесенный в название раздела, мог бы быть следу ющим.

Видимо, во второй половине 1980 χ гг., к которым восходят упомя нутый ГОСТ 3900-85 и мерники типа Μ 02, тогдашний Госстандарт (еще СССР) уже вплотную подошел к мыс ли о том, что расчет за нефтепродукты, проданные в розницу, нужно произво дить не за тот объем, который выдала ТРК при данной температуре, а за рас четный объем нефтепродукта, найден ный исходя из приведенной плотности нефтепродукта при температуре +20 °С. (Вполне возможно, что на главную роль при пересчете объема должен был претендовать именно ГОСТ 3900-85.) Очень может быть, что именно с целью реализации этой идеи был разработан мерник М2Р-10-СШ. Но обстоятель ства обернулись так, что этот позитив ный процесс почему-то заморозили — на долгих 15 лет...

Еще немного математики...

Сколько составляет нынешний проиг рыш розничных продавцов нефтепро дуктов в результате продажи товара share ware (как есть — в смысле его тем пературы и объема), а двигатель внут реннего сгорания расходует этот бен зин куда более рационально — исклю чительно из расчета «14,65 г воздуха на 1 г бензина» при температуре от +25 до +35 °С? Иными словами, каких разме ров может достичь грозовая туча недо вольства розничных продавцов, вырос шая из маленького облачка недоумева ния?

Ответ на этот вопрос дает табл. 2. Аргументами таблицы являются: • плотность нефтепродукта, выдавае мого топливораздаточной колонкой покупателю (строки); • его температура (столбцы).

Функцией, в свою очередь (на пере сечении соответствующих строки и столбца), выступает «гарантирован ный» перелив (недолив) топливораз даточной колонки, отрегулированной идеально, т. е. таким образом, что при данной температуре мерник типа МО2 не показывает отклонения вверх или вниз от нулевой отметки. Поскольку конкретные виды нефтепродуктов при определенных температурах могут иметь не любую, а конкретную плот ность, в табл. 2 разными цветами выде лены участки, соответствующие реаль ным показателям в тройке «вид нефте продукта — его фактическая температура — его фактическая плот ность».

«Гарантированный» процент опре делялся путем сопоставления факти ческой плотности нефтепродукта, выданного топливораздаточной колон кой при данной температуре, с расчет ной плотностью этого нефтепродукта при температуре +20 °С, найденной в соответствии с МИ 2632-2001:

где:

t — температура нефтепродукта при продаже через ТРК;

ρ(t) — фактическая плотность неф тепродукта, отпущенного колонкой при данной температуре;

ρ(20 °С) — расчетная плотность неф тепродукта при температуре +20 °С, найденная согласно алгоритму, пред ставленному в МИ 2632-2001;

r(t) — коэффициент «гарантирован ного» перелива (в случае положитель ной величины) или «гарантированно го» недолива (в случае отрицательной величины) для идеально отрегулиро ванной ТРК при температуре нефте продукта, равной t;

5,3-10-5 — коэффициент объемного расширения мерника II разряда с непо движной шкалой типа МО2, изготов ленного из медных сплавов (величина взята согласно МИ 1864-88).

Итак, что мы наблюдаем?

К примеру, для климатических усло вий Коми среднегодовая температура продаваемых через сеть АЗС наливных нефтепродуктов (бензины, дизельное топливо) составляет около -5 °С. Это значит, что «гарантированный» пере лив составляет:

•   3,1% - по А-76;

•   2,9%-по АИ-92 и АИ-95;

•   2.2% - по ДТ.

 

Иначе говоря, по бензинам — наи более ходовым нефтепродуктам в роз ничной торговле — среднестатистиче ский «гарантированный» перелив со ставляет почти 3% от объема проданных нефтепродуктов, т. е. 1 л на каждые 33 л, выдаваемые колонка ми. Однако эта величина была полу чена в расчете на идеально отрегули рованные ТРК, тогда как последние традиционно работают с недоливом (примерно 0,-0,5%). Если даже взять максимально возможный разрешен ный недолив (0,5%), то это мало что меняет, поскольку среднестатистиче ский «гарантированный» перелив 2,5%, т. е. 1 л на каждые 40 л нефте продуктов, проданных через топливо раздаточные колонки, все равно оста нется.

Если вернуться к примеру с АЗС, то расчет в соответствии с выражением (1) означает, что в ТРК практически любой станции одновременно проис ходят два противоположно направлен ных процесса. С одной стороны, за счет температурного сжатия нефтепродукта при -10 °С (по сравнению с температу рой +20 °С, при которой расходуется данный нефтепродукт в двигателе) по купателю отпускается на 3,5% больше, чем оплачено. С другой стороны, рабо та этих же колонок с недоливом частич но компенсирует перелив — на 0,66%. В итоге розничный продавец нефтепро дуктов оказывается в проигрыше, равном 2,8% (3,5% - 0,66%), т. е. немного меньшем, чем если бы колонки были отрегулированы идеальным образом. Иначе говоря, операторы, которые в на шем примере были наказаны за «пре вышение полномочий», на самом деле сохраняли для продавца нефтепродук тов немалую часть его денег. Более того, в этой ситуации они единственные по ступали разумно: нельзя же, в конце концов, признавать нормальным поло жение вещей, при котором покупатель нефтепродуктов имеет, извините, сис темную и не такую уж и маленькую «ха ляву» (ведро бензина с 200-литровой бочки — согласитесь, недурно).

Резюме

Учреждения госповерки и метрологии,реализуя на местах недальновиднуюполитику Госстандарта в части приме нения мерников типа МО2 при любыхтемпературах, фактически создают не здоровую обстановку в розничной тор говле нефтепродуктами. Ее следстви ем является то, что температура, при которой отпускаются нефтепро дукты на российских АЗС, стабильно (и намного) ниже температуры, при которой этот же нефтепродукт по требляет двигатель внутреннего сгора ния покупателя. Окончательный итог таков: покупатели имеют систематиче ский выигрыш за счет розничных про давцов. Понятно, что подобное поло жение вещей является недопустимым и требует изменений:

•    Розничным продавцам нефтепродук тов пора внести в повестку дня вопрос о том, чтобы денежный расчет с поку пателем за объем проданного нефте продукта производился с учетом изме нения температуры нефтепродукта от носительно той, которую последний имеет в резервуаре, хотя бы до стандар тизованных +20 °С (не говоря уже о фактически имеющем место в двига теле внутреннего сгорания технологи ческом интервале +25...+35 °С).

•    Госстандарту, в свою очередь, пора прояснить  ситуацию,  сложившуюся с мерником М2Р-10-СШ, т.е. одно значно обрисовать свою позицию по поводу того, когда и каким мерником — типа МО2 или М2Р-10-СШ - пользо ваться на автозаправочных станциях.

Это будет справедливо не только по отношению к розничным продавцам, но и к покупателям нефтепродуктов. ■

Александр ИГНАТОВ

Перевод фактических показаний мерника М02-10, выполненного из медных сплавов,
в показатель погрешности ТРК согласно пункту 6.5.7 МИ 1864-88 (%)

Отклонение
мерника (мл)
Температура нефтепродукта, °С
  -50 -45 -40 -35 -30 -25 -20 -10 -10 -5 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
100 -0,63 -0,65 -0,68 -0,70 -0,73 -0,76 -0,78 -0,81 -0,83 -0,86 -0,89 -0,91 -0,94 -0,96 -0,99 -1,02 -1,04 -1,07 -1,09 -1,12 -1,15
95 -0,58 -0,60 -0,63 -0,65 -0,68 -0,71 -0,73 -0,76 -0,78 -0,81 -0,84 -0,86 -0,89 -0,92 -0,94 -0,97 -0,99 -1,02 -1,04 -1,07 -1,10
90 -0,53 -0,55 -0,58 -0,60 -0,63 -0,66 -0,68 -0,71 -0,74 -0,76 -0,79 -0,81 -0,84 -0,87 -0,89 -0,92 -0,94 -0,97 -1,00 -1,02 -1,05
85 -0,48 -0,50 -0,53 -0,56 -0,58 -0,61 -0,63 -0,66 -0,69 -0,71 -0,74 -0,76 -0,79 -0,82 -0,84 -0,87 -0,89 -0,92 -0,95 -0,97 -1,00
80 -0,43 -0,45 -0,48 -0,51 -0,53 -0,56 -0,58 -0,61 -0,64 -0,66 -0,69 -0,72 -0,74 -0,77 -.0,79 -0,82 -0,85 -0,87 -0,90 -0,92 -0,95
75 -0,38 -0,40 -0,43 -0,46 -0,48 -0,51 -0,54 -0,56 -0,59 -0,61 -0,64 -0,67 -0,69 -0,72 -0,74 -0,77 -0,80 -0,82 -0,85 -0,87 -0,90
70 -0,33 -0,35 -0,38 -0,41 -0,43 -0,46 -0,49 -0,51 -0,54 -0,56 -0,59 -0,62 -0,64 -0,67 -0,70 -0,72 -0,75 -0,77 -0,80 -0,83 -0,85
65 -0,28 -0,30 -0,33 -0,36 -0,38 -0,41 -0,44 -0,46 -0,49 -0,51 -0,54 -0,57 -0,59 -0,62 -0,65 -0,67 -0,70 -0,72 -0,75 -0,78 -0,80
60 -0,23 -0,25 -0,28 -0,31 -0,33 -0,36 -0,39 -0,41 -0,44 -0,47 -0,49 -0,52 -0,54 -0,57 -0,60 -0,62 -0,65 -0,67 -0,70 -0,73 -0,75
55 -0,18 -0,21 -0,23 -0,26 -0,28 -0,31 -0,34 -0,36 -0,39 -0,42 -0,44 -0,47 -0,49 -0,52 -0,55 -0,57 -0,60 -0,63 -0,65 -0,68 -0,70
50 -0,13 -0,16 -0,18 -0,21 -0,23 -0,26 -0,29 -0,31 -0,34 -0,37 -0,39 -0,42 -0,45 -0,47 -0,50 -0,52 -0,55 -0,58 -0,60 -0,63 -0,65
45 -0,08 -0,11 -0,13 -0,16 -0,18 -0,21 -0,24 -0,26 -0,29 -0,32 -0,34 -0,37 -0,40 -0,42 -0,45 -0,47 -0,50 -0,53 -0,55 -0,58 -0,61
40 -0,03 -0,06 -0,08 -0,11 -0,13 -0,16 -0,19 -0,21 -0,24 -0,27 -0,29 -0,32 -0,35 -0,37 -0,40 -0,42 -0,45 -0,48 -0,50 -0,53 -0,56
35 0,02 -0,01 -0,03 -0,06 -0,08 -0,11 -0,14 -0,16 -0,19 -0,22 -0,24 -0,27 -0,30 -0,32 -0,35 -0,38 -0,40 -0,43 -0,45 -0,48 -0,51
30 0,07 0,04 0,02 -0,01 -0,03 -0,06 -0,09 -0,11 -0,14 -0,17 -0,19 -0,22 -0,25 -0,27 -0,30 -0,33 -0,35 -0,38 -0,40 -0,43 -0,46
25 0,12 0,09 0,07 0,04 0,02 -0,01 -0,04 -0,06 -0,09 -0,12 -0,14 -0,17 -0,20 -0,22 -0,25 -0,28 -0,30 -0,33 -0,35 -0,38 -0,41
20 0,17 0,14 0,12 0,09 0,07 0,04 0,01 -0,01 -0,04 -0,07 -0,09 -0,12 -0,15 -0,17 -0,20 -0,23 -0,25 -0,28 -0,31 -0,33 -0,36
15 0,22 0,19 0,17 0,14 0,12 0,09 0,06 0,04 0,01 -0,02 -0,04 -0,07 -0,10 -0,12 -0,15 -0,18 -0,20 -0,23 -0,26 -0,28 -0,31
10 0,27 0,25 0,22 0,19 0,17 0,14 0,11 0,09 0,06 0,03 0,01 -0,02 -0,05 -0,07 -0,10 -0,13 -0,15 -0,18 -0,21 -0,23 -0,26
5 0,32 0,30 0,27 0,24 0,22 0,19 0,16 0,14 0,11 0,08 0,06 0,03 0,00 -0,02 -0,05 -0,08 -0,10 -0,13 -0,16 -0,18 -0,21
0 0,37 0,35 0,32 0,29 0,27 0,24 0,21 0,19 0,16 0,13 0,11 0,08 0,05 0,03 0,00 -0,03 -0,05 -0,08 -0,11 -0,13 -0,16
-5 0,42 0,40 0,37 0,34 0,32 0,29 0,26 0,24 0,21 0,18 0,16 0,13 0,10 0,08 0,05 0,02 0,00 -0,03 -0,06 -0,08 -0,11
-10 0,47 0,45 0,42 0,39 0,37 0,34 0,31 0,29 0,26 0,23 0,21 0,18 0,15 0,13 0.10 0,07 0,05 0,02 -0.01 -0,03 -0,06
-15 0,52 0,50 0,47 0,44 0,42 0,39 0,36 0,34 0,31 0,28 0,26 0,23 0,20 0,18 0,15 0.12 0,10 0,07 0,04 0,02 -0,01
20 0,57 0,55 0,52 0,49 0,47 0,44 0,41 0,39 0,36 0,33 0,31 0,28 0,25 0,23 0,20 0,17 0,15 0,12 0,09 0,07 0,04
25 0,62 0,60 0,57 0,54 0,52 0,49 0,46 0,44 0,41 0,38 0,36 0,33 0,30 0,28 0,25 0,22 0.20 0,17 0.14 0,12 0,09
-30 0,68 0,65 0,62 0,60 0,57 0,54 0,51 0,49 0,46 0,43 0,41 0,38 0,35 0,33 0,30 0,27 0,25 0,22 0,19 0,17 0,14
-35 0,73 0,70 0,67 0,65 0,62 0,59 0,57 0,54 0,51 0,48 0,46 0,43 0,40 0,38 0,35 0,32 0,30 0,27 0.24 0,22 0,19
40 0,78 0,75 0,72 0,70 0,67 0,64 0,62 0,59 0,56 0,54 0,51 0,48 0,46 0,43 0,40 0,37 0,35 0,32 0,29 0,27 0,24
-45 0,83 0,80 0,77 0,75 0,72 0,69 0,67 0,64 0,61 0,59 0,56 0,53 0,51 0,48 0,45 0,43 . 0,40 0,37 0,35 0,32 0,29
-50 0,88 0,85 0,82 0,80 0,77 0,74 0,72 0,69 0,66 0,64 0,61 0,58 0,56 0,53 0,50 0,48 0,45 0,42 0,40 0,37 0,34
-55 0,93 0,90 0,88 0,85 0,82 0,79 0,77 0,74 0,71 0,69 0,66 0,63 0,61 0,58 0,55 0,53 0,50 0,47 0,45 0,42 0,39
-60 0,98 0,95 0,93 0,90 0,87 0,85 0,82 0,79 0,76 0,74 0,71 0,68 0,66 0,63 0,60 0,58 0,55 0,52 0,50 0,47 0,44
-65 1,03 1,00 0,98 0,95 0,92 0,90 0,87 0,84 0,82 0,79 0,76 0,73 0,71 0,68 0,65 0,63 0,60 0,57 0,55 0,52 0,49
70 1,08 1,06 1,03 1,00 0,97 0,95 0,92 0,89 0,87 0,84 0,81 0,79 0,76 0,73 0,70 0,68 0,65 0,62 0,60 0,57 0,54
-75 1,13 1,11 1,08 1,05 1,03 1,00 0,97 0,94 0,92 0,89 0,86 0,84 0,81 0,78 0,76 0,73 0,70 0,68 0,65 0,62 0,59
-80 1,18 1,16 1,13 1,10 1,08 1,05 1,02 1,00 0,97 0,94 0,91 0,89 0,86 0,83 0,81 0,78 0,75 0,73 0,70 0,67 0,65
85 1,24 1,21 1,18 1,15 1,13 1,10 1,07 1,05 1,02 0,99 0,97 0,94 0,91 0,88 0,86 0,83 0,80 0,78 0,75 0,72 0,70
-90 1,29 1,26 1,23 1,21 1,18 1,15 1,12 1,10 1,07 1,04 1,02 0,99 0,96 0,94 0,91 0,88 0,85 0,83 0,80 0,77 0,75
-95 1,34 1,31 1,28 1,26 1,23 1,20 1,18 1,15 1,12 1,09 1,07 1,04 1,01 0,99 0,96 0,93 0,91 0,88 0,85 0,82 0,80
-100 1,39 1,36 1,34 1,31 1,28 1,25 1,23 1,20 1,17 1,15 1,12 1,09 1,06 1,04 1,01 0,98 0,96 0,93 0,90 0,88 0,85

 

«Гарантированный» перелив (+) или недолив (-) идеально отрегулированной ТРК при пересчете к расчетным +20 °С в соответствии с МИ 2632-2001 (%)

Вид нефтепродукта Плотность ГСМ (г/куб, см)

Температура нефтепродукта, °С

-50 -45 -40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
Бензин А-76 0,7000 10,44 9,42 8,63 7,85 7,08 6,32 5,58 4,84 4,12 3,41 2,70 2,01 1,33 0,66   -0,65 1,29 1,92 -2,54 -3,15 -3,75
0,7050 10,31 9,30 8,52 7,75 7,00 6,25 5,51 4,79 4,07 3,37 2,67 1,99 1,32 0,65   -0,64 -1,27 -1,90 -2,51 -3,11 -3,71
0,7100 10,19 9,19 8.42 7,66 6,91 6,17 5,45 .4,73 4,02 3,33 2,64 1,97 1,30 0,65   -0,64 -1,26 -1,88 -2,48 -3,08 -3,67
0,7150 10,07 9,08 8.32 7,57 6,83 6,10 5,38 4,68 3,98 3,29 2,61 1,94 1,29 0,64   -0,63 -1,25 -1,86 -2,46 -3,05 -3,63
0,7200 9,95 8,97 8,22 7,48 6,75 6,03 5,32 4,62 3,93 3,25 2,58 1,92 1,27 0,63,.   -0,62 -1,23 -1,84 -2,43 -3,02 -3,60
0,7250 9,33 8,8б 8,12 7,39 6,67 5,96 5,26 4,57 3,89 3,22 2,55 1,90 1,26 0,62   -0,62 -1,22 -1,82 -2,41 -2,99 -3,56
0,7300 9,71 8,76 8,03 7,31 6,60 5.89 5,20 4,52 3,84 3,18 2,53 1,88 1,24 0,62   -0,61 -1,21 -1,80 -2,38 -2,96 -3,52
0,7350 9,60 8,65 7,93 7,22 6,52 5,83 5,14 4.47 3,80 3,15 2,50 1,86 1,23 0,61   -0,60 -1,20 -1,78 -2,36 -2,93 -3,49
Бензины АИ-92, АИ-95 0,7400 9,49 8,55 7,84 7,14 6,45 5,76 5,09 4,42 3,76 3,11 2,47 1,84 1,22 0,60   -0,60 -1,18 -1,76 -2,34 -2,90 -3,45
0,7450 9.39 8,46 7,75 7,06 6,37 5,70 5,03 4,37 3,72 3,08 2,45 1,82 1,21 0,60   -0,59 -1,17 -1,75 -2,31 -2,87 -3,42
0,7500 9,28 8,36 7,67 6.98 6,30 5,63 4,97 4,32 3,68 3,05 2,42 1,80 1,19 0,59   -0,58 -1,16 -1,73 -2,29 -2,84 -3,39
0,7550 9,18 8,27 7,58 6,90 6,23 5,57 4,92 4,28 3,64 3,01 2,39 1,78 1,18 0,59   -0,58 -1,15 -1,71 -2,27 -2,81 -3,35
0,7600 9,08 8,17 7,50 6,83 6,17 5,51 4,87 4,23 3,60 2,98 2,37 1,76 1,17 0,58   -0,57 -1,14 -1,69 -2,24 -2,79 -3,32
0,7650 8,98 8,08 7,41 6,75 6,10 5,45 4,81 4,19 3,56 2,95 2,34 1,75 1,16 0,57   -0,57 -1.13 -1,68 -2,22 -2,76 -3,29
0,7700 8,88 7,99 7,33 6,68 6,03 5,39 4,76 4,14 3,53 2,92 2,32 1.73 1,14 0,57   -0,56 -1,11 -1,66 -2,20 -2,73 -3,26
0,7750 8,78 7,91 7,25 6,61 5,97 5,34 4,71 4,10 3,49 2,89 2,30 1,71 1,13 0,56   -0,56 -1,10 -1,65 -2,18 -2,71 -3,23
0,7800 8,69 7,82 7,18 6,54 5,91 5,28 4,66 4,06 3,45 2,86 2,27 1,69 1.12 0,56   -0,55 -1,09 -1,63 -2.16 -2,68 -3,20
0,7850 8,60 7,74 7,10 6,47 5,84 5,23 4,62 4,01 3,42 2,83 2,25 1,68 1.11 0,55   -0,54 -1,08 -1,61 -2,14 •2,66 -3,17
Дизельное топливо 0,7900 8,51 7,66 7,02 6,40 5,78 5,17 4,57 3.97 3,38 2,80 1,91 1,42 0,94 0.47   -0,46 -0,91 -1,36 1,80 2,23 -2,65
0,7950 8,42 7,57 6,95 6,33 5,72 5,12 4,52 3,93 3,35 2,37 1,88 1,40 0,93 0.46   -0,45 -0,90 -1,34 -1,77 2,20 -2,62
0,8000 8,33 7,50 6,88 6,27 5,66 5,07 4,48 3,89 2,83 2,34 1,86 1,38 0,92 0,45   -0,45 -0,89 -1,32 -1,75 -2,17 -2,59
0,8050 7,15 6,39 5,86 5,33 4.81 4,29 3,79 3,29 2,80 2,31 1,84 1,37 0,90 0,45   -0,44 0,88 -1,31 -1,73 -2,15 -2,56
0,8100 7,06 6,31 5,78 5,25 4,74 4,23 3,73 3,24 2,76 2,28 1,81 1,35 0,89 0,44   -0,44 -0,87 -1,29 -1,71 •2,12 -2,53
0,8150 6,96 6,22 5,70 5,18 4,68 4,18 3,68 3,20 2,72 2,25 1,79 1,33 0,88 0,44   -0,43 -0,86 -1,28 -1,69 -2.10 -2,50
0,8200 6,87 6,13 5,62 5,11 4,61 4,12 3,64 3,16 2,69 2,22 1,77 1,31 0,87 0,43   -0,43 -0,85 -1,26 -1.67 -2,07 -2,47
0,8250 6,77 6,05 5,54 5,04 4,55 4,07 3.59 3,12 2,65 2,19 1,74 1,30 0,86 0,43   -0,42 -0,84 -1,24 -1,65 -2,05 -2,44
0,8300 6,68 5,97 5,47 4,98 4,49 4,01 3,54 3,08 2,62 2,17 1,72 1,28 0,85 0.42   -0,42 •0,83 -1,23 -1,63 -2,02 -2,41.
Моторные масла (наливные) 0,8350 6,60 5,89 5,39 4,91 4,43 3,96 3,49 3,04 2,58 2,14 1,70 1,27 0,84 0,42   -0,41 -0,82 -1,21 -1,61 -2,00 2,38
0,8400 6,51 5,81 5.32 4,84 4,37 3,91 3,45 3,00 2,55 2,11 1,68 1,25 0,83 0,41   -0,41 -0,81 -1,20 -1,59 -1,97 -2,35
0,8450 6,42 5,73 5,25 4,78 4,32 3,86 3,41 2,96 2,52 2,08 1,66 1,23 0,82 0,41   -0,40 -0,80 -1,19 1,57 -1,95 -2,33
0,8500 6,34 5,65 5,18 4,72 4,26 3,81 3,36 2,92 2,49 2,06 1.64 1,22 0,81 0,40   -0,40 -0,79 1Д7 -1,55 -1,93 -2,30
0,8550 6,26 5,58 5,12 4,66 4,21 3,7.6 з;з2 2,88 2,46 2,03 1.62 1,20 0,80 0,40   -0,39 -0,78 -1,16 1,53 -1,91 -2,27
0,8600 6,18 5,51 5,05 4,60 4.15 3,71 3,28 2,85 2,43 2,01 1,60 1,19 0,79 0,39   -0,39 -0,77 -1,14 -1,52 -1,88 -2,25
0,8650 6,10 5,44 4,98 4,54 4,10 3,67 3,24 2,81 2,40 1,98 1,58 1,17 0.78 0,39   -0,38 -0,76 -1,13 -1,50 -1,86 -2,22
0,8700 6,03 5,37 4,92 4,48 4,05 3,62 3,20 2,78 2,37 1,96 1,56 1,16, 0,77 0,38   -0,38 -0,75 -1,12 -1,48 -1,84 -2,20
0,8750 5,95 5,30 4,86 4,43 4,00 3,57 3,16 2,74 2,34 1,94 1,54 1,15 0,76 0,38   -0,37 -0,74 -1,10 -1,46 -1,82 -2,17
0,8800 5,88 5,23 4,80 4,37 3,95 3,53 3,12 2,71 2,31 1,91 1,52 1,13 0,75 0,37   -0,37 -0,73 -1,09 -1,45 -1,80 -2,15
0,8850 5,80 5,16 4,74 4,32 3,90 3,49 3,08 2,68 2,28 1,89 1,50 1,12 0,74 0,37   -0,36 -0,72 -1,08 -1,43 -1,78 -2.12
0,8900 5,73 5,10 4,68 4,26 3,85 3,44 3,04 2,65 2,25 1,87 1,48 1,11 0,73 0,36   -0,36 -0,72 -1,07 -1,42 -1,76 -2,10
0,8950 5,66 5,04 4,62 4,21 3,80 3,40 3,01 2,61 2,23 1,84 1,47 1,09 0,72 0,36   -0,36 -0,71 -1,06 -1,40 -1,74 -2,07
0,9000 5,59 4,97 4,56 4,16 3,76 3,36 2,97 2,58 2,20 1,82 1,45 1,08 0,72 0,36   -0,35 -0,70 -1.04 -1,38 -1,72 -2,05

 

СОВРЕМЕННАЯ АЗС, ЯНВАРЬ, 2005


подписаться

 

 

 

 

Главная  |  Форум "Заправилы"  |  Новости  |  Статьи  |  Документы  |  Каталоги  |  Полезности  |  Бензобайки  |  Связь

Copyright 2004-2011 ITI Ltd